Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Оценка влияния кинематографа на социальные представления о героизме: апробация одного подхода

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-140-158

Полный текст:

Аннотация

В социологии не разработан четкий и стандартный алгоритм оценки влияния кинематографа на представления людей о героизме, и в статье обозначены необходимые для этого концептуальные и методические поиски. В первой части статьи авторы приводят различные подходы к трактовке понятия «героизм», варианты эмпирических исследований по тематике героизма и используемые для анализа зрительского восприятия методические решения. Во второй части статьи представлены результаты разведывательного исследования, призванного показать некоторые методические возможности социологии в изучении социальных представлений о героизме, в том числе, формируемых под влиянием кинематографа. Был проведен нечастотный контент-анализ четырех групп российских кинофильмов, чтобы выявить доминирующие в них типы героев согласно авторской классификации; и опрос, чтобы оценить восприятие образа киногероя у представителей разных возрастных групп (условного родительского и детского поколений) с помощью метода неоконченных предложений. Результаты опроса показали, что трактовки реального жизненного героизма у двух групп в целом совпадают, но различаются киногерои: взрослые отдают предпочтение образцам военного героизма, а дети чаще называют героями и тех, кто борется с внутренними страхами и вдохновляет зрителей на преодоление жизненных трудностей.

Об авторах

И. В. Троцук
Российский университет дружбы народов
Россия

Ирина Владимировна Троцук, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



М. В. Субботина
Российский университет дружбы народов
Россия

Мария Владимировна Субботина, аспирант кафедры социологии

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Акимов А.Е. (2004). Физика героизма духа // Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск 8. С.14-16.

2. Алексеев А.А. (2017). Самые выдающиеся исторические личности по мотивам опросов Левада-центра (1989-2017) [режим доступа]: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andreialekseev-1/samye-vydayuschiesya-istoricheskie-lichnosti.

3. Даль В. (1955). Толковый словарь живого великорусского языка М.: Русский язык. Т. 1.

4. Жабский М.И. (2004). Глобализм и функции кино в обществе [режим доступа]: http://csr.spbu.ru/pub/RFBR_publications/articles/social%20sciences/2004/funkcii_kino_v_obschestve_04_hum.pdf.

5. Исмиева В.М. (2006). Проблема социального героя в философии К.Г. Юнга: Автореферат диссертации к.ф.н. Москва: Институт философии РАН.

6. Мкртычева М.С. (2012). Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы // Теория и практика общественного развития. № 12.

7. Ницше Ф. (1997). Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость / Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри».

8. Рогозин Д. (2011). Оценка погружения в кинопросмотр: «Добро пожаловать в Зомбиленд» (Рубен Флейшер, 2009). // Телескоп. № 5. С. 38-49.

9. Рогозин Д. (2012). Постпросмотровый синдром // Телескоп. № 3. С. 27-30.

10. Словарь по этике (1981) / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат.

11. Соколова Б.Ю. (2009). Проблема дефиниций понятия «герой» // Осознание культуры – залог обновления общества. Вклад современной науки в общечеловеческую культуру. Севастополь: Изд-во СевНТУ. С. 135-139.

12. Суравнева И.М., Федоров В.В. (2008). Феномен героизма М.: Издательство ЛКИ.

13. Таршис Е.Я. (2002). Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: 4М. №15. С. 71-92.

14. Татарова Г.Г. (1998). Методология анализа данных в социологии (введение). М.: Стратегия.

15. Хейзинга Й. (2004). Героизм // В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Издательство АСТ». С. 453-463.

16. Шапошникова Л.В. (1996). Мудрость веков. М.: Международный центр Рерихов.

17. Штомпка П. (2010). Визуальная социология. Фотография как метод исследования / Пер. с польск. М.: Логос.

18. Ясперс К. (1994). Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Республика. С. 360-377.

19. Bernstein A. (2008). The philosophical foundations of heroism [эл. ресурс]: http://www.mikementzer.com/heroism.html.

20. Bryman A., Bell E. (2003) Business Research Methods. Oxford: Oxford University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Троцук И.В., Субботина М.В. Оценка влияния кинематографа на социальные представления о героизме: апробация одного подхода. Коммуникология. 2018;6(4):140-158. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-140-158

For citation:


Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of Cinematographic Influence on Social Representations of Heroism: approbation of an approach. Communicology. 2018;6(4):140-158. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-140-158

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)