Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

О роли пользователя и фрагментации сети

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-41-49

Аннотация

В рукописи представлен критический анализ взаимосвязанных процессов: трансформации роли пользователя как непосредственно субъекта коммуникации и фрагментации среды взаимодействия. Выбор темы обусловлен такими процессами, как, во-первых, обособление национальных сегментов сети, что в последнее время достаточно активно обсуждается в контексте блокировки некоторых сайтов и vpn-сервисов в рамках обеспечения информационной безопасности, и, во-вторых, переключением пользователей с потребления крупных медиа на обособленные сообщества и платформы. Последнее связано, помимо утраты доверия к крупным медиа, с более глубинными изменениями в характере потребления информации и изменением роли пользователя – сеть становится пространством диалога, сам факт и качество продолжения которого зависят от выбора пользователя и его интерпретации. По итогам исследования показано, что, во-первых, в силу неоднородности сети в различных сегментах и в разном контексте пользователями выделяются сообщения, нехарактерные для других сегментов; во-вторых, интерактивный дискурс предопределяет выбор пользователями из массива информации тех сообщений и тем, которые им «близки» на основе их личного опыта, психоэмоционального состояния, социокультурных характеристик.

Об авторе

Н. В. Кириллина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Кириллина Наталья Владимировна – к.с.н., доцент кафедры общественных связей и медиа политики Института государственной службы и управления

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84



Список литературы

1. Гревцева А.А. (2008). Культурная глобализация: проблемы и парадигмы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 70. С. 145-148.

2. Иноземцев В.Л. (1999). Расколотая цивилизация. М.: Academia – Наука.

3. Кириллина Н.В. (2020). Источники неопределенности и применение итеративного подхода в управлении интерактивной коммуникацией в сети // Коммуникология. Том 8. No4. C. 172-179).

4. Лотман Ю. (1992). Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра.

5. Лотман Ю. (2010). Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ.

6. Назаров М.М. (2015). К вопросу о фрагментации современного медиаландшафта: теория и эмпирические результаты // Информационное общество. № 2-3. С. 57-66.

7. Тоффлер Э. (2004). Постстандартизированный разум // Третья волна. Москва: АСТ.

8. Anderson С. (2006). The Longer Long Tail. N.Y.

9. Barthes R. (1957). Mythologies. Seuil: Paris.

10. Barthes R. (1964). Rhétorique de l’image / Éléments de sémiologie, In: Communications 4, Seuil: Paris.

11. Berners-Lee T. (1999). Weaving the Web: The original design and ultimate density of the World Wide Web, by its inventor Tim Berners-Lee with Mark Fischetti.

12. Berners-Lee T. (2019). Contract for the WEB: A global plan of action to make our online world safe and empowering for everyone [el. source]: https://contractfortheweb.org (retreived 02.06.2021).

13. Campbell R. (2015). Media & Culture: Mass Communication in a Digital Age. Macmillan Higher Education.

14. Craig R.T. (1999). Communication Theory as a Field. Communication Theory. No.9 (2). P. 119-161.

15. Craig R.T. (2015). The Constitutive Metamodel: A 16-Year Review. Communication Theory. Vol. 25, Issue 4. P. 356-374.

16. Flanagin A. (2017). Online Social Influence and the Convergence of Mass and Interpersonal Communication. Human Communication Research. Vol. 43, Issue 4. P. 450-463.

17. Johnston K., Taylor M. (2018). Engagement as Communication: Pathways, Possibilities, and Future Directions. In: Taylor M., Johnston K. (eds.) The handbook of communication engagement (Handbooks in Communication and Media). John Wiley and Sons. P. 1-15.

18. Lotman Yu. (2009). Culture and Explosion (Semiotics, Communication and Cognition). Transl. W. Clark; ed. M. Grishakova. De Gruyter Mouton.

19. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.

20. McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill.

21. McLuhan M. (1967). Hot & Cool. New York: The New American Library.

22. McLuhan M., Fiore Q. (1968). War and Peace in the Global Village. N.Y.

23. Peirce Ch. (1902). The New Elements of Mathematics, Vol. 4. In: Parts of Carnegie Application (L 75), published in Carolyn Eisele (ed., 1976).The Hague – Paris: Mouton Publishers.

24. Pham T.M., Kondor I., Hanel R., Thurner S. (2020). The effect of social balance on social fragmentation. In: The Royal Society Publishing, 17:20200752 [access mode]: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsif.2020.0752

25. Saussure F. (1983). Course in General Linguistics. Ed. Ch. Bally & A. Sechehaye; transl. R. Harris. La Salle, Illinois: Open Court.

26. Torop P., Lotman M., Kull K., eds. (2001). Sign Systems Studies. Vol. 29.1. Tartu University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Кириллина Н.В. О роли пользователя и фрагментации сети. Коммуникология. 2021;9(2):41-49. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-41-49

For citation:


Kirillina N.V. On user roles and fragmentation of the global network. Communicology. 2021;9(2):41-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-41-49

Просмотров: 1796


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)