СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 
Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения всесторонней защиты личных данных граждан, поскольку их разглашение может вести к нанесению ущерба репутации, а возможно и к финансовом потерям из-за действий криминального характера. В этом контексте особый смысл приобретает анализ границ публичного и приватного в общественном сознании. В ходе проведённого массового и экспертного опроса по данной проблематике было установлено, что с неправомерным использованием конфиденциальных сведений в сети Интернет сталкивались практически 2/3 граждан. Но большинство экспертов и участников массового опроса осведомлены о том, что Интернет-сайты, социальные сети и поисковые системы могут собирать данные для веб-аналитики. Одновременно с этим большинство участников исследования считают возможной передачу персональных данных органам власти в обобщённом виде для принятия управленческих решений, а именно сведений о месте проживания, возрасте, семейном положении, образовании и половой принадлежности. Наиболее закрытыми для анализа стали сведения о покупках и тратах, геолокации и состоянии здоровья. Режим приватности в социальных сетях зависит от уровня публичности человека: для государственных служащих, членов партий и общественных объединений, представителей науки и образования он выше, чем для рядовых граждан (для них он зависит от знания о такой возможности настроек соцсетей). Большинство экспертов и рядовых граждан поддержали возможность введения запрета на раскрытие в сети Интернет и социальных сетях информацию о службе для военнослужащих и полицейских, при этом аналогичные меры считают недопустимыми для государственных служащих, муниципальных служащих, представителей бюджетной сферы и депутатов; только относительно судей мнение населения и экспертов не совпало: первые считают не допустимым введение запрета, а вторые – необходимым. Можно предположить, что цифровизация общества не обостряет проблему демаркации приватного и публичного. Однако ключевым инструментом разграничения личного и общественного в медиа-пространстве является создание специальной нормативно-правовой базы.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ускорением социальных процессов в обществе под воздействием цифровизации, которая повлияла на ключевые сферы жизнедеятельности человека, включая медицину. Пандемия коронавирусной инфекции стала одним из основных факторов перехода на цифровые средства коммуникации, особенно в системе здравоохранения. В статье рассматривается воздействие цифровых технологий на процесс предоставления медицинских услуг, а также анализируется усложнение характера коммуникации между врачом и пациентом и специалистом по ИТ-технологиям. Автор обосновывает, что использование высокотехнологичного программного обеспечения в медицине вызвало необходимость создания междисциплинарных образовательных программ по подготовке специалистов как в медицине, так и в сфере информационных технологий. Одной из профессий будущего становится ИТ-медик, специализирующийся на создании цифровых медицинских программ с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. В ходе исследования было выявлено возникновение сложной диалоговой коммуникации «пациент – врач – ИТ-медик» при предоставлении медицинских услуг. В статье рассматривается амбивалентное влияние цифровизации на сферу предоставления медицинских услуг.
В рукописи представлен критический анализ взаимосвязанных процессов: трансформации роли пользователя как непосредственно субъекта коммуникации и фрагментации среды взаимодействия. Выбор темы обусловлен такими процессами, как, во-первых, обособление национальных сегментов сети, что в последнее время достаточно активно обсуждается в контексте блокировки некоторых сайтов и vpn-сервисов в рамках обеспечения информационной безопасности, и, во-вторых, переключением пользователей с потребления крупных медиа на обособленные сообщества и платформы. Последнее связано, помимо утраты доверия к крупным медиа, с более глубинными изменениями в характере потребления информации и изменением роли пользователя – сеть становится пространством диалога, сам факт и качество продолжения которого зависят от выбора пользователя и его интерпретации. По итогам исследования показано, что, во-первых, в силу неоднородности сети в различных сегментах и в разном контексте пользователями выделяются сообщения, нехарактерные для других сегментов; во-вторых, интерактивный дискурс предопределяет выбор пользователями из массива информации тех сообщений и тем, которые им «близки» на основе их личного опыта, психоэмоционального состояния, социокультурных характеристик.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
Управленческие перспективы концепции «общественного диалога» раскрываются в статье на основе вторичных данных проекта г. Купертино (штат Калифорния, США), осуществленного в 90-х годах ХХ века исследовательской группой под руководством У.Б. Пирса и В.Э. Кронена. Взгляд на теорию координированного управления смыслом как на концептуальную основу данного проекта позволил авторам сосредоточить свое внимание на коэволюции ее методологических основ и эмпирического потенциала, что нашло свое выражение в разработке критериев оценки любой практической теории и совершенствовании ее понятийного аппарата. Обозначенные авторами как «грамматика СММ» шесть ключевых принципов: координация, формы коммуникации, событие (случай), силы логики, позиция личности-посредника и контекстуальная реконструкция позволяют шире взглянуть на возможности современного поля научного дискурса и коммуникативный процесс в целом. Рассчитанный на долговременную перспективу общественный диалог позволяет гармонизовать интересы разных социальных групп не за счет одностороннего управленческого воздействия, а счет возможности всем стейкхолдерам включиться в конструктивный диалог. В качестве основного эмпирического метода здесь выступает контекстуальная реконструкция событий (фокус-группы, групповые дискуссии и т.д.) с привлечением фигуры-посредника (модератора).
В статье проанализирован ряд актуальных проблемных тенденций современного российского политического дискурса. Автор исходит из тезиса об усилении значимости культурного компонента государственной политики в отношении воспитания молодёжи, воспроизводства политической элиты, а также выстраивания коммуникативных воздействий между элитой и народом. В статье осуществлён обзор нормативно-правовой базы источников в рамках рассматриваемой исследовательской области. В частности, проанализированы изменения в области конституционного законодательства, а также новые правотворческие инициативы в контексте обсуждения и принятия Законов о культуре и молодёжной политике. Выделены значимые научно-исследовательские платформы, акцентирующие проблематику культурной политики, в аспектах формирования основ традиционной культурно-цивилизационной идентичности молодежи, а также воспроизводства и повышения качества человеческого капитала в области подготовки управленческих кадров. В рамках статьи позиционируется феномен культурного просветительства как перспективное направление культурной политики, весьма релевантное с точки зрения решения анализируемых задач. Выдвигается концепт «культурный императив», призванный стать одним из «катализаторов» процесса ценностно-смыслового становления политической элиты. Методологической основой исследования послужили интерпретативные и эмпирические методы изучения воздействия государственной культурной политики, в том числе культурного просветительства, на политическое мировоззрение и социализацию молодых людей, а так же изучение молодежи как субъекта политических отношений, ее места и роли в политических процессах Российского государства, стратегии развития гражданско-патриотической активности молодых людей в условиях современного социума, подверженного глобализации и информатизации. В своём исследовании мы обратились к междисциплинарному методу, в частности мы используем исследовательские приемы социологии в рамках проведения мониторинга по ключевым вопросам исследования. В качестве результатов исследования автором предлагаются проекты факультативных курсов и курсов переподготовки, направленные на обогащение посредством инструментария культурного просветительства системы подготовки будущей политической элиты ценностно-смысловым содержанием.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 
В статье с позиции социологического дискурс-анализа предпринята осмысления основной современной внешнеполитической концепции Китая – Сообщество единой судьбы человечества. В условиях многовекторного противостояния США и Китая основная борьба идет за лояльность европейцев, а именно, граждан наиболее экономически развитых стран Ервосоюза. В этом контексте Пекин рассматривает дискурсивную силу как один из главных инструментов, без освоения и применения которого невозможно естественным путем занять достойное место на международной арене. Проанализировав западные философские теории, в том числе те, что использовались при создании Европейского союза (О. Бауэр, Ж. Ренан), руководство Китая выдвинуло глобальную концепцию, ставшую результатом соответствующей социологической рефлексии. Согласно теории Ю. Хабермаса, дискурс предполагает вовлечение в обсуждение Другого и нацелен на достижение взаимопонимания и согласия. Анализ дискурса концепции Сообщества единой судьбы человечества (на материале некоторых выступлений Председателя КНР Си Цзиньпина) подтверждает следующую гипотезу: несмотря на глобальный характер и соответствующие амбиции, она формулируется таким образом, чтобы быть понятной и приемлемой, в первую очередь для европейцев.
В рукописи обобщен опыт организации информационного обеспечения в сфере государственного управления на примере Ленинградской области. Автор анализирует изменения, связанные с переходом к информационному обществу, и процессы в организации информационного сопровождения, обусловленные необходимостью структурного приспособления к этим изменениям. Автором изучены и описаны в тексте различные аспекты применении электронных и цифровых технологий в систему управления информацией, показана необходимость развития эффективной коммуникационной политики других регионов России. Трансформация способов и механизмов формирования политического пространства, а также форм взаимодействия между государством и гражданским обществом являются типичными для современного социума. В то время, как идея информации как товара предшествует постепенной трансформации информационного общества, понятие стоимости относительно информации приобретает революционное значение посредством новых информационных и коммуникационных технологий.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
Статья посвящена оценке степени влияния виртуальных сетевых коммуникаций на уровень идеологической поляризации общества. Теоретической базой исследования послужили труды зарубежных авторов, посвященные проблемам сетевого общества и сетевой коммуникации, а эмпирической базой – результаты наблюдения за информационно-коммуникационными процессами, сопровождавшими кампанию по выборам президента США 2020 г. Применение коммуникативного и сетевого подходов позволило проследить взаимосвязь между массовым использованием популярных интернет-сервисов и политической радикализацией граждан. Авторы приходят к выводу о том, что виртуальная сетевая коммуникация обладает высоким конфликтогенным потенциалом. Она обеспечивает кооперацию между группами политических единомышленников, но усугубляет поляризацию общества. Алгоритмы «новых медиа» априори настроены на стимулирование идеологического противоборства. Принцип максимальной персонализации контента погружает рядовых пользователей в «информационные коконы» («эхо-камеры»), где они оказываются изолированными от альтернативных взглядов на окружающую действительность.
Постоянно провоцируя аудиторию социальных сетей на эмоциональные реакции, политические акторы и средства массовой информации сознательно обостряют существующие в обществе противоречия. Они наполняют виртуальную среду резонансными заявлениями, взаимными оскорблениями и «фейковыми новостями». Ощущение вседозволенности, испытываемое индивидами при использовании социальных сетей, способствует радикализации дискурса «новых медиа». Ключевая проблема заключается в том, что это положение дел устраивает IT-корпорации и отвечает партикулярным интересам субъектов политической борьбы. С точки зрения авторов статьи, объективно назрела необходимость внедрения жестких политико-управленческих механизмов, способных обеспечить упорядочение коммуникационных процессов в виртуальной среде. В современной России, как и в США, существуют предпосылки для идеологической поляризации общества. Велика опасность того, что в период судьбоносных электоральных кампаний федерального уровня идеологическая конфронтация в социальных сетях может перерасти в открытое силовое противоборство. Для предотвращения реализации этого негативного сценария требуется качественная модернизация существующей нормативной базы в сфере регулирования сетевых коммуникаций.
Целью статьи является анализ политического и научного дискурсов в Греции посредством сопоставления различных нарративов периода начала и активной фазы пандемии коронавируса, соотношения объективной и медийной реальности, способность реципиентов к рефлексии. В статье освещаются особенности проведения адаптированной к новым условиям правительственной линии и реакцию греческой социологической мысли и СМИ на пандемию. В начале пандемии опыт Греции был признан мировым сообществом позитивным в борьбе с новой коронавирусной инфекцией и обозначен как своеобразная «история успеха». Действительно, правительство Греции одно из первых в мире приняло жесткие профилактические меры. Научные круги также оперативно отреагировали на изменившуюся социально-политическую повестку. В качестве метода был проведен контент-анализ научных статей, интернетпубликаций, статистических данных, а также заявлений ключевых фигур политического и научного дискурсов. Сделан вывод об успешности коммуникативной кампании со стороны правительства и позитивном настрое греческого общества в условиях прецедентных перемен.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
Автор прослеживает динамику представлений о конфликтных коммуникациях медийного поля в условиях революционного изменения информационного пространства. Эти изменения столь глобальны, что привели к возникновению термина «медиатизация общественной жизни», который определяется как процесс создания виртуальной политики и экономики и установления серьёзной зависимости реальных сфер от их презентации в СМИ. В условиях информационно-коммуникационного взрыва возникает феномен, называемый «исчезновение факта», «смысл вместо факта», когда модель повествовательного изложения фактов всё больше заменяется их интерпретацией и конструированием смыслов. Автор отмечает, что в настоящее время многие аналитики увлечены фактчекингом – методиками распознавания фактоидов, фейков; выявлением других форм манипулирования потребителями информации. Однако не менее важно не только «разоблачать» неявные воздействия, но с пониманием отнестись к тому, что так называемые «манипуляции», характеризующие неприемлемые методы в медийном поле, становятся в новых объективно присущими медийным коммуникациям.
Смысловая интерпретация полученной информации и противоборство смыслов становятся неизбежными и доминирующими формами коммуникационного поведения в медийном поле конфликта. Смысловое позиционирование предполагает ориентацию аудитории на то, как следует воспринимать этот контент в текущий момент и что он значит в перспективе. В рамках данного процесса, по мнению автора, приемлем такой термин, как «актуальность». То есть переосмысливать контент нужно в актуальном для субъекта политической коммуникации направлении, равно как и позиционировать требуется актуальную информацию, не противоречащую юридическим актам государства и этическим нормам профессионального сообщества.
Современная информационная среда представляет собой сложную сферу общественного устройства. Информация, которая ежесекундно окружает нас, может оказывать как плодотворное влияние, потенциально приводящее к развитию личности и общества, так и негативное, которое нацелено на разрушение систем и человека. В современном обществе, с его стремительно растущими техническими возможностями, объемами производящейся и потребляемой информации риски информационного воздействия распространяются как на технические аспекты безопасности, так и на психолого-идеологические. В связи с этим качественно новой и важной становится задача противодействия информационным угрозам на всех уровнях. Существующее российское законодательство уделяет внимание всем ключевым направлениям информационной безопасности общества, однако не разводит данное понятие по сферам влияния, исследуя вопрос комплексно. В представленной статье внимание уделено анализу нормативно-правовой базы в части установления основ федеральной политики в области государственного развития и в сфере превенции дестабилизирующей информационной активности с позиций внешнего психологического информационного воздействия.
Авторы рассматривают вопросы отношения учащейся молодежи к мерам Правительства Москвы по борьбе с COVID-19 на пике пандемии, раскрывают изменения в социальных ценностях, нравственных и коммуникативных приоритетах в условиях массовых ограничений, когда и учёба, и работа, и досуг, и человеческие контакты москвичей, а точнее вся жизнь плавно перетекают в онлайн формат. Все оказываются в новой реальности, когда усталость наступает не от избытка коммуникации, а от избытка её фиктивных квази-форм, а точнее её реального отсутствия. Появляется новый тип медиапространства, своего рода метамедиапространство, перекрывающее все медийные коммуникации доковидного мира, не оставляющее места для публичных, групповых и персональных связей в привычном виде.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА 
Конкурентоспособный, привлекательный и даже уникальный проект или продукт, без его широкого представления в информационном пространстве, не получит должной реализации и отклика. Без эффективного продвижения в масс-медиа, и это касается практически любой сферы от экономики до культуры, процесс создания будет незавершенным и неполным. Создание визуального произведения требует глубокого понимания различных коммуникативных процессов: законов коммуникации, понимании основ зрительского восприятия, когнитивных принципов, а также основ драматургии и Public Realisations. В основу статьи легли осмысления теоретических знаний и научных источников по данной тематике, а так же практический многолетней опыт автора исследования, по созданию визуальных произведений разных жанров, стилей и направленности.
Материал исследования «Концепции создания визуального медиа-контента» приводится на примере сферы культурно-событийного туризма, однако области его применения существенно шире. Данная концепция может быть использована для подготовки визуальных произведений и их дальнейшего продвижения в медиа-пространстве практически в любой области: экономика, социум, культура, экология и т.д., а также содержит методическую составляющую для обучения студентов профильных направлений.
В статье рассматривается краткая история возникновения и развития концепта «музей совести», а также сущность и примеры волонтерства в музеях совести. Процесс становления музеев совести показан через ретроспективу событий XX – начала XXI веков и возникших как следствие культурных течений, «умонастроений»: борьбы за права человека, равенство, независимость, дискуссии о культуре памяти, травме, значении опыта отдельного человека для истории. Приведены примеры волонтерской деятельности в музеях совести как в России, так и за рубежом. В статье автор рассматривает возможность применения сочетания теории коммуникации и культурологических подходов для рассмотрения связки «волонтерство – музей совести – культура».
ISSN 2311-3332 (Online)