Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Медиаэффекты в современном неоинформационном обществе

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147

Полный текст:

Аннотация

В статье предлагается систематизация основных медиаэффектов, возникающих в современном неоинформационном обществе в их взаимосвязи и взаимозависимости. Причиной медиаэффектов становится информационная перегрузка, продуцирующая возникновение информационных шумов. Все источники информационных шумов в настоящее время преимущественно заложены в поле Интернета, которое, с одной стороны, обусловливает информационный либерализм, с другой, – в результате предоставления иллюзорной свободы происходит усиление общего эффекта от медиаманипулирования. В свою очередь, информационные шумы порождают такой процесс, как информационная аномия. Проявлениями информационных шумов считается возникновение феномена псевдо-новостей, дифференцируемых на фейк и постправду, исходя из позиции медиаконтролеров. Медиамистификация представляет собой радикальную форму искажения информационной повестки дня. Классическими медиаэффектами являются спираль молчания, моральные паники, информационная усталость, наркотизирующая дисфункция и усталость сострадать. Авторы предлагают рассматривать эти эффекты с позиций междисциплинарности – как в контексте социогуманитарных, так и естественных наук (в частности, медицины), поскольку влияние медиа на общество и инспирируемые медиаэффекты становятся все более системным, таргетированным, распространяющимся на все сферы социальной повседневности. Часто они не осознаются потребителями, и поэтому нередко не поддаются регуляции и контролю.

Об авторах

А. А. Ефанов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия

Ефанов Александр Александрович – кандидат социологических наук, доцент департамента медиа; доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина

101000, Россия, г. Москва, Мясницкая ул., 20



Е. Н. Юдина
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Россия

Юдина Елена Николаевна – доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии имени М.А. Будановой

101000, Россия, г. Москва, Мясницкая ул., 20



Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. (2004). Социологический словарь / под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика.

2. Бодров В.А. (2000). Информационный стресс. М.: Пер Сэ.

3. Володенков С.В. (2016). От информации к коммуникации: коммуникационные технологии в условиях современного пост-информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. № 4. С. 4-13.

4. Володенков С.В. (2012). Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 5. С. 89-103.

5. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. (2011). Медиатекст: особенности создания и функционирования. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ.

6. Ефанов А.А. (2018). Медиамистификация посредством пранкинга и троллинга: социологический взгляд на медиаэкологическую проблему // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2. С. 55.

7. Ефанов А.А. (2019). Социальные последствия медиавоздействия: монография. М.: ФЛИНТА.

8. Карпова А.Ю. (2014). Информационная аномия: выбор на грани фола // Власть. № 1. С. 41-45.

9. Коломиец В.П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. М.: Восход-А.

10. Кузнецова А.В. (2012). Проблемы информации и энтропии в медиатексте: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10.

11. Ноэль-Нойман Э. (1996). Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Общ. ред. и предисл. Мансуро ва Н.С. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир.

12. Паренти М. (1990). Демократия для немногих. М.: Прогресс.

13. Первухин А.А. (2012). Теоретические аспекты понятия «Медиамистификация» // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. № 32 (286). С. 82-85.

14. Полудина В.П. (2011). Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIV. № 5. С. 386-394.

15. Пугачев В.П. (1997). Информационный тоталитаризм как перспектива либеральной демократии XX века // На рубеже веков. № 4. С. 45-54.

16. Пушкарева Г.В. (2002). Политический менеджмент. М.: Дело.

17. Распопова С.С., Богдан Е.Н. (2018). Фейковые новости: Информационная мистификация. М.: Аспект Пресс.

18. Соловьев А.И. (2003). Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс.

19. Социологические исследования в МПГУ: Монография (2018) / Под общ. ред. М.А. Будановой, Е.Н. Юдиной. М.: Издательство «Спутник +».

20. Социальный портрет учащейся молодежи города Москвы: Монография (2021) / Под общ. ред. С.Ю. Иванова и Е.Н. Юдиной. М.: Спутник +.

21. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия (2000) / Сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанского университета.

22. Урсул А.Д. (2009). Информационный шум // Социальная информатика. М.: Академический Проект, Фонд «Мир». С. 48-94.

23. Черных А.И. (2013). Медиа и ритуалы. М.; СПб.: Университетская книга.

24. Шарков Ф.И. (2015). Генезис социологических школ и теории коммуникации // Коммуникология. Т. 3. № 4. С. 15-30.

25. Шарков Ф.И. (2016). Социология коммуникаций в структуре междисциплинарного научного направления «Коммуникология» // Социологические исследования. № 12 (392). С. 128-134.

26. Шарков Ф.И., Киреева О.Ф. (2021). Риски и неопределенности сетевых маркетинговых коммуникаций в глобальном интегрирующемся медиапространстве // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. № 1. C. 38-60.

27. Шарков Ф.И., Силкин В.В., Абрамова И.Е., Кириллина Н.В. (2018). Нарушение информационной экологии в современном медиапространстве // Вестник РУДН. Серия Социология. Том 18. №4. C. 765-775.

28. Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

29. Шиллер Г. (1980). Манипуляторы сознанием. М.: Мысль.

30. Юдина Е.Н. (2012). Динамика медиапространства современной России (на примере телевидения). Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing.

31. Юдина Е.Н. (2008). Реальность массмедиа в контексте социального пространства // Социология власти. № 1. С. 113-120.

32. Ясавеев И.Г. (2004). Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Изд-во Казанск. ун-та.

33. Politikwissenschaft: eine Grundlegung (1987). Stuttgard; Berlin; Köln; Mainz: hrsg von Klaus Beume.

34. Zizek S. (2013). The Matrix: the Truth of the Exaggerations // Lacan.com [el. source]: http://www.lacan.com/matrix.html (дата обращения: 10.01.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Ефанов А.А., Юдина Е.Н. Медиаэффекты в современном неоинформационном обществе. Коммуникология. 2021;9(4):136-147. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147

For citation:


Yefanov A.A., Yudina E.N. Media Effects in Modern Neo-Information Society. Communicology. 2021;9(4):136-147. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147

Просмотров: 384


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)