Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

«Нoвые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве интернет

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112

Полный текст:

Аннотация

На конкретном эмпирическом материале рассмотрена специфика функционирования эффектов информационного воздействия на личность в Интернет-пространстве. При этом эффекты представлены как «старые», то есть давно известные науке и распространенные в СМИ, и «новые» - по техническим причинам возникающие только в глобальной сети или воспроизводящие уже известные способы воз-действия в новых условиях Интернет. Среди эффектов информационного воздействия выделены эффекты-средства, эффекты-результаты и эффекты-впечатления. Особое внимание привлечено к эффектам-впечатлениям, которые по своей природе и социокультурным последствиям приближаются к такому способу воздействия социума на личность, как импрессинг. Выявлены условия возникновения эффектов, природа которых может быть рассмотрена как импрессинговая: ситуации эмоциональной уязвимости, критические периоды развития личности и предрасположенность к определенным социокультурным воздействиям. Показано, что совпадение данных условий повышает результативность как «старых», так и «новых» эффектов информационного воздействия в Интернет.

Об авторах

Е. В. Викторова
Пензенский государственный университет
Россия


Е. Р. Бадаева
Пензенский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Адамьянц Т.З. (2016). Латентные технологии информационных войн и «двойных» стандартов // Социологические исследования. №12. С. 123-127.

2. Викторова Е.В., Баткаева Е.Р. (2017). Впечатление как компонент и фактор социализации в коммуникативном пространстве Интернета // Коммуникология. Том 5. №1. С. 88-98. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-88-98.

3. Игнатьев В.И. (2017). Информационная перегрузка социальной системы и ее социальные последствия // Социологические исследования. №7. С. 3-12. DOI: 10.7868/ S0132162517070017.

4. Кин Дж. (2015). Демократия и декаданс медиа. М.: Издательский дом ВШЭ.

5. Кириллина Н.В. (2017). Символический обмен как системная характеристика коммуникативных практик // VII Международная Грушинская конференция «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях». 15-16 марта 2017. С. 1701-1703.

6. Кравченко С.А. (2016). Социология риска и безопасности. М.: Юрайт.

7. Куликов Л.В. (2011). Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. СПб: СПбГУ. Вып. 11. С. 3-12.

8. Маклюэн М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

9. Мельник Г.С. (1996). Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб: Изд-во С.-Петерб. Университета.

10. Назаров М.М., Ковалев П.А. (2017). Изменение медиасреды и современной практики чтения // Социологические исследования. №2. С. 84-95.

11. Рыжов В.В., Телепова Н.Н. (2015). Информационное пространство Интернета как аддиктивный фактор воздействия на личность // Современные проблемы науки и образования. №2 (часть 2) [эл. ресурс]: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22027.

12. Шарков Ф.И. (2017). Коммуникативная провокация или провокация в теории и практике коммуникации (размышления о коммуникативной составляющей провокации) // Коммуникология. Том 5. № 4. С. 167-177. DOI: 10.21453/2311-3065-2017-5-4-167-177.

13. Эфроимсон В.П. (2010). Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М.: Время знаний.

14. Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. NY: Palgrave Macmillan.

15. Pressman J. (2014). Digital Modernism: Making it New in New Media. NewYork: Oxford Scholarship Online.

16. Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. (2011). A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 100. P. 766-775. DOI: 10.1037/a0022407.

17. Valkenburheueg P.M., Peter J., Walther J.B. (2016). Media Effects: Theory and Research // Annual Review of Psychology. Vol. 67. Р. 315-338. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033608

18. Young K. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-and a Winning Strategy for Recovery. NewYork: Cambridge University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Викторова Е.В., Бадаева Е.Р. «Нoвые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве интернет. Коммуникология. 2019;7(1):100-112. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112

For citation:


Viktorova E.V., Badaeva E.R. The ‘New’ and the ‘Old’ Socio-Cultural Effects of Informational Impact in the Internet Space. Communicology. 2019;7(1):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)