Preview

Коммуникология

Расширенный поиск
Том 7, № 1 (2019)

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 

15-20 156
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием ценностей у молодых людей через призму медийных структур, в частности медиапространства, которое представляет собой систему, возникающую в процессе коммуникативного взаимодействия различных социальных институтов. Авторы статьи доказывают, что такие молодежные акции, как монстрация, позволяют людям интегрироваться в социальную среду или, наоборот, способствуют процессу дезинтеграции.

21-31 133
Аннотация

Статья посвящена ключевым аспектам теории систем Никласа Лумана, главным образом его концепции символически генерализованных коммуникационных медиа. Через призму теории систем современное общество рассматривается как функционально дифференцированное общество, в котором действует ряд отдельных социальных систем (подсистем), каждая из которых состоит из коммуникаций, происходящих в ее собственной, отличной от других подсистем, коммуникационной среде. Луман представляет общество не как интегрированное целое, а как плюралистическую сущность, функционирующую без пика и центра и не имеющую средств мета-коммуникации.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ 

33-42 99
Аннотация

Исследование освещения евразийских интеграционных процессов в американском внешнеполитическом дискурсе представляется актуальным в кон-тексте изменений общего глобального мироустройства и современного характера российско-американских отношений. Внешнеполитические действия России и Соединенных Штатов в отношении государств евразийского пространства, в особенности, постсоветских стран, являются наиболее острым вопросом двусторонней повестки, который во многом способствовал возникновению кризиса в российско-американском взаимодействии. Исследование нацелено восполнить пробелы в понимании природы и особенностей освещения американским экспертно-аналитическим сообществом евразийских интеграционных процессов при лидирующей роли России. Исследование дополняет имеющиеся знания и систематизирует новые, касающиеся позиции представителей американских научно-академических кругов в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При этом предполагается осуществить описательный обзор, дающий представление о состоянии постоянно развивающегося научного знания с выделением тенденций в развитии этих знаний.

43-52 108
Аннотация

В первые десятилетия XXI века система социально-трудовых отношений сталкивается с беспрецедентными вызовами со стороны внешней среды. Это глобализация, экономический рост, основанный на возрастающей роли знаний, а также революционное развитие информационных и коммуникационных технологий. С другой стороны, решение острой проблемы занятости населения становится все более тесно связанным с понятиями «карьера», «самозанятость» и «занятость» в зависимости от спроса на рынке труда. Трудно найти вакансию в профиле получаемой специальности, особенно для молодых специалистов из-за высокого уровня конкуренции на рынке труда. Многие профессии, которые были интересны для молодежи в «советские времена», потеряли свой социальный и материальный статус среди молодых специалистов. И наоборот, некоторые профессии, которые в «советские времена» подвергались стигматизации (например, предприниматель), сегодня являются реальным способом решения проблемы безработицы. Сегодня формирование предпринимательских компетенций у выпускников современного общества является одним из важнейших вопросов развития нашего образования и экономики. Следовательно, в краткосрочной перспективе реальным способом решения проблемы безработицы является содействие развитию малых и средних предприятий-предпринимателей, что сегодня является важнейшим направлением экономических реформ в XXI веке. Эффективное функционирование этих реформ напрямую связано с выявлением и развитием предпринимательского потенциала среди безработной молодежи, с созданием соответствующей образовательной базы и поддержки предпринимательства на государственном уровне. Поэтому изучение предпринимательского потенциала населения имеет большое значение для планирования мероприятий по предпринимательской политике страны в целом.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 

54-65 111
Аннотация

В статье представлен символический подход к пониманию проблемы конструирования региональной идентичности Европейского Союза. Целью исследования выступает философско-культурологический анализ значения и роли символов в процессе формирования идентичности ЕС. Исследование имеет междисциплинарный характер: привлекает концепции, теории, методы из философии, социологии, истории, политологии, межкультурных коммуникаций. Выявлено, что политика Европейского Союза направлена на формирование и трансляцию определенных символов как средств социальных технологий конструирования общеевропейской идентичности. Значимым результатом исследования выступает выявление основных тенденций в интерпретации официальных символов ЕС. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в обосновании положения о том, что с конца XX века Европа переживает период глобальных социально-культурных и политико-экономических трансформаций. Формирование общезначимых значений символов ЕС поможет социальным группам и общностям осознавать и почувствовать себя частью общеевропейской политико-экономической и социо-культурной модели.

66-77 153
Аннотация

В статье рассматривается спектр научных взглядов на взаимосвязь между общественным мнением и коммуникацией. Освещается многообразие о трактовки понятия «общественное мнение». Анализируются различные подходы в теории общественного мнения, влияние средств массовой информации на общественное мнение, а также роль, которую играет общественное мнение в демократическом обществе. Используются научные трактаты по некоторым вопросам коммуникации, связанным с общественным мнением, представлен обзор результатов исследований ведущих специалистов. Не переведенные ранее на русский язык используемые научные источники позволяют нарастить круг подходов и точек зрения в данной области.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 

79-86 101
Аннотация

В статье анализируются проблемы системы высшего образования в контексте общественного контроля. Рассмотрены коммуникационные инструменты, используемые в сфере науки и образования. Обосновывается вывод о том, что механизм общественного контроля содержит технологические параметры системы контроля, позволяющие осуществлять его на практике, и включает в себя методы, средства и формы общественного контрольного воздействия в сфере интересов граждан и организаций. На основе обобщения знаний, изложенных в научной литературе, и результатов конкретного социологического исследования предлагаются новые теоретические положения общественного контроля в высшей школе и практические рекомендации по их реализации в социальной практике.

87-98 119
Аннотация

Современный спорт - уникальное социальное и коммуникативное явление, объединяющее людей и создающее яркие образы, определяющие национальный и межнациональный интерес и рождающие популярные бренды. На фоне развития бренда успешно реализуются технологии культурных коммуникаций: именно образы обеспечивают эффективную коммуникацию сообществ и индивидуумов; они позиционируют себя, формируя отношение к себе и среде, с которой ассоциируются; определяют значимость коммуникации для аудитории и формируют её поведение и коммуникативные реакции. Насколько крепко и устойчиво образ страны связан с родившимися на её территории или ассоциирующимися со страной брендами в сфере спорта, настолько успешной может быть коммуникация на со спортивными бренд-сообществами в других странах. Справедливость этого утверждения в данной статье показана и обоснована на примере Италии и России. Автором сделан вывод, что технология успешной культурной коммуникации должна быть направлена на то, чтобы создать и поддержать уникальный ассоциативный ряд через взаимодействие конкретного спортивного бренд-сообщества с территориальными, звёздными, событийными брендами. Это позволяет найти оптимальные точки коммуникации между россиянами и итальянцами.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ) 

100-112 118
Аннотация

На конкретном эмпирическом материале рассмотрена специфика функционирования эффектов информационного воздействия на личность в Интернет-пространстве. При этом эффекты представлены как «старые», то есть давно известные науке и распространенные в СМИ, и «новые» - по техническим причинам возникающие только в глобальной сети или воспроизводящие уже известные способы воз-действия в новых условиях Интернет. Среди эффектов информационного воздействия выделены эффекты-средства, эффекты-результаты и эффекты-впечатления. Особое внимание привлечено к эффектам-впечатлениям, которые по своей природе и социокультурным последствиям приближаются к такому способу воздействия социума на личность, как импрессинг. Выявлены условия возникновения эффектов, природа которых может быть рассмотрена как импрессинговая: ситуации эмоциональной уязвимости, критические периоды развития личности и предрасположенность к определенным социокультурным воздействиям. Показано, что совпадение данных условий повышает результативность как «старых», так и «новых» эффектов информационного воздействия в Интернет.

113-126 104
Аннотация

Традиционная религиозная культура подверглась трансформации в условиях советской секуляризации. Тем не менее, религия оставалась и остается элементом социальной коммуникации и социального взаимодействия в пространстве на-родной культуры. Принятие во внимание обозначенного аспекта является неизбежным при экспликации культурных паттернов в религиоведческих, социологических и исторических исследовательских работах. В настоящей работе показывается как традиционные религиозные обычаи и традиции бытовали в пространстве имманентной рамки секулярной советской культуры преимущественно в сельской местности. В публикации рассматриваются структуры жизненного мира советских людей, на базе актантного взаимодействия в секулярном обществе. Важным пунктом новейшей истории нашей страны стал возврат религии в жизненный мир общества. При этом традиционные религии в этом возврате опирались на народные обычаи и традиции, сохранившиеся в период советской секуляризации.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 

128-142 112
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы теории и практики политических коммуникаций в современных условиях функционирования властных элит, во взаимосвязи с динамикой глобальных геополитических изменений. При анализе трансформации политических коммуникаций исследуются антикризисные аспекты, вопросы ин-формационной безопасности как составной части национальной безопасности, процессы формирования национальной идентичности, вопросы конкурентоспособности, когерентности политических элит и др.

143-151 109
Аннотация

В работе представлен краткий очерк жизни и творчества русского писателя последней трети ХХ века - начала XXI века В.С. Маканина, охарактеризованы особенности его прозы в рамках коммуникативной переклички творчества литераторов «поколения сорокалетних». Здесь даны аспекты социологической преемственности литературы периода «оттепели» («шестидесятники») и литературы «застоя» («проза сорокалетних»). Особое внимание уделяется реалистической социальной типичности героев, созданных писателями данного литературного течения. Исследование представляет сравнительно-исторический коммуникативный анализ произведений о «потерянном поколении» и об «эпохах безвременья» в историко-литературном контексте: от творчества Бенжамена Констана, воспринятого А.С. Пушкиным - к творчеству Альфреда де Мюссе, подхваченного М.Ю. Лермонтовым - как диалог между эпохами. Российские писатели периода постмодернизма трактуются в данной работе продолжателями глобального направления литературы эпох безвременья; такой герой послевоенного и послеоттепельного периода истории страны характерен для произведений Владимира Маканина. Работы «сорокалетних» сравниваются здесь с программными произведениями В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, чьи книги уже вошли в школьные образовательные стандарты по истории русской литературы, потому что их творчество отразило основные реалистические типологии эпохальных художественных образов, осветило её эстетические и идеологические перекосы. В данной статье также очерчиваются рамки наступления периода направления постмодернизма в русской литературе, начавшегося с антиэстетической прозы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)