ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием ценностей у молодых людей через призму медийных структур, в частности медиапространства, которое представляет собой систему, возникающую в процессе коммуникативного взаимодействия различных социальных институтов. Авторы статьи доказывают, что такие молодежные акции, как монстрация, позволяют людям интегрироваться в социальную среду или, наоборот, способствуют процессу дезинтеграции.
Статья посвящена ключевым аспектам теории систем Никласа Лумана, главным образом его концепции символически генерализованных коммуникационных медиа. Через призму теории систем современное общество рассматривается как функционально дифференцированное общество, в котором действует ряд отдельных социальных систем (подсистем), каждая из которых состоит из коммуникаций, происходящих в ее собственной, отличной от других подсистем, коммуникационной среде. Луман представляет общество не как интегрированное целое, а как плюралистическую сущность, функционирующую без пика и центра и не имеющую средств мета-коммуникации.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ 
Исследование освещения евразийских интеграционных процессов в американском внешнеполитическом дискурсе представляется актуальным в кон-тексте изменений общего глобального мироустройства и современного характера российско-американских отношений. Внешнеполитические действия России и Соединенных Штатов в отношении государств евразийского пространства, в особенности, постсоветских стран, являются наиболее острым вопросом двусторонней повестки, который во многом способствовал возникновению кризиса в российско-американском взаимодействии. Исследование нацелено восполнить пробелы в понимании природы и особенностей освещения американским экспертно-аналитическим сообществом евразийских интеграционных процессов при лидирующей роли России. Исследование дополняет имеющиеся знания и систематизирует новые, касающиеся позиции представителей американских научно-академических кругов в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При этом предполагается осуществить описательный обзор, дающий представление о состоянии постоянно развивающегося научного знания с выделением тенденций в развитии этих знаний.
В первые десятилетия XXI века система социально-трудовых отношений сталкивается с беспрецедентными вызовами со стороны внешней среды. Это глобализация, экономический рост, основанный на возрастающей роли знаний, а также революционное развитие информационных и коммуникационных технологий. С другой стороны, решение острой проблемы занятости населения становится все более тесно связанным с понятиями «карьера», «самозанятость» и «занятость» в зависимости от спроса на рынке труда. Трудно найти вакансию в профиле получаемой специальности, особенно для молодых специалистов из-за высокого уровня конкуренции на рынке труда. Многие профессии, которые были интересны для молодежи в «советские времена», потеряли свой социальный и материальный статус среди молодых специалистов. И наоборот, некоторые профессии, которые в «советские времена» подвергались стигматизации (например, предприниматель), сегодня являются реальным способом решения проблемы безработицы. Сегодня формирование предпринимательских компетенций у выпускников современного общества является одним из важнейших вопросов развития нашего образования и экономики. Следовательно, в краткосрочной перспективе реальным способом решения проблемы безработицы является содействие развитию малых и средних предприятий-предпринимателей, что сегодня является важнейшим направлением экономических реформ в XXI веке. Эффективное функционирование этих реформ напрямую связано с выявлением и развитием предпринимательского потенциала среди безработной молодежи, с созданием соответствующей образовательной базы и поддержки предпринимательства на государственном уровне. Поэтому изучение предпринимательского потенциала населения имеет большое значение для планирования мероприятий по предпринимательской политике страны в целом.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 
В статье представлен символический подход к пониманию проблемы конструирования региональной идентичности Европейского Союза. Целью исследования выступает философско-культурологический анализ значения и роли символов в процессе формирования идентичности ЕС. Исследование имеет междисциплинарный характер: привлекает концепции, теории, методы из философии, социологии, истории, политологии, межкультурных коммуникаций. Выявлено, что политика Европейского Союза направлена на формирование и трансляцию определенных символов как средств социальных технологий конструирования общеевропейской идентичности. Значимым результатом исследования выступает выявление основных тенденций в интерпретации официальных символов ЕС. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в обосновании положения о том, что с конца XX века Европа переживает период глобальных социально-культурных и политико-экономических трансформаций. Формирование общезначимых значений символов ЕС поможет социальным группам и общностям осознавать и почувствовать себя частью общеевропейской политико-экономической и социо-культурной модели.
В статье рассматривается спектр научных взглядов на взаимосвязь между общественным мнением и коммуникацией. Освещается многообразие о трактовки понятия «общественное мнение». Анализируются различные подходы в теории общественного мнения, влияние средств массовой информации на общественное мнение, а также роль, которую играет общественное мнение в демократическом обществе. Используются научные трактаты по некоторым вопросам коммуникации, связанным с общественным мнением, представлен обзор результатов исследований ведущих специалистов. Не переведенные ранее на русский язык используемые научные источники позволяют нарастить круг подходов и точек зрения в данной области.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 
В статье анализируются проблемы системы высшего образования в контексте общественного контроля. Рассмотрены коммуникационные инструменты, используемые в сфере науки и образования. Обосновывается вывод о том, что механизм общественного контроля содержит технологические параметры системы контроля, позволяющие осуществлять его на практике, и включает в себя методы, средства и формы общественного контрольного воздействия в сфере интересов граждан и организаций. На основе обобщения знаний, изложенных в научной литературе, и результатов конкретного социологического исследования предлагаются новые теоретические положения общественного контроля в высшей школе и практические рекомендации по их реализации в социальной практике.
Современный спорт - уникальное социальное и коммуникативное явление, объединяющее людей и создающее яркие образы, определяющие национальный и межнациональный интерес и рождающие популярные бренды. На фоне развития бренда успешно реализуются технологии культурных коммуникаций: именно образы обеспечивают эффективную коммуникацию сообществ и индивидуумов; они позиционируют себя, формируя отношение к себе и среде, с которой ассоциируются; определяют значимость коммуникации для аудитории и формируют её поведение и коммуникативные реакции. Насколько крепко и устойчиво образ страны связан с родившимися на её территории или ассоциирующимися со страной брендами в сфере спорта, настолько успешной может быть коммуникация на со спортивными бренд-сообществами в других странах. Справедливость этого утверждения в данной статье показана и обоснована на примере Италии и России. Автором сделан вывод, что технология успешной культурной коммуникации должна быть направлена на то, чтобы создать и поддержать уникальный ассоциативный ряд через взаимодействие конкретного спортивного бренд-сообщества с территориальными, звёздными, событийными брендами. Это позволяет найти оптимальные точки коммуникации между россиянами и итальянцами.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ) 
На конкретном эмпирическом материале рассмотрена специфика функционирования эффектов информационного воздействия на личность в Интернет-пространстве. При этом эффекты представлены как «старые», то есть давно известные науке и распространенные в СМИ, и «новые» - по техническим причинам возникающие только в глобальной сети или воспроизводящие уже известные способы воз-действия в новых условиях Интернет. Среди эффектов информационного воздействия выделены эффекты-средства, эффекты-результаты и эффекты-впечатления. Особое внимание привлечено к эффектам-впечатлениям, которые по своей природе и социокультурным последствиям приближаются к такому способу воздействия социума на личность, как импрессинг. Выявлены условия возникновения эффектов, природа которых может быть рассмотрена как импрессинговая: ситуации эмоциональной уязвимости, критические периоды развития личности и предрасположенность к определенным социокультурным воздействиям. Показано, что совпадение данных условий повышает результативность как «старых», так и «новых» эффектов информационного воздействия в Интернет.
Традиционная религиозная культура подверглась трансформации в условиях советской секуляризации. Тем не менее, религия оставалась и остается элементом социальной коммуникации и социального взаимодействия в пространстве на-родной культуры. Принятие во внимание обозначенного аспекта является неизбежным при экспликации культурных паттернов в религиоведческих, социологических и исторических исследовательских работах. В настоящей работе показывается как традиционные религиозные обычаи и традиции бытовали в пространстве имманентной рамки секулярной советской культуры преимущественно в сельской местности. В публикации рассматриваются структуры жизненного мира советских людей, на базе актантного взаимодействия в секулярном обществе. Важным пунктом новейшей истории нашей страны стал возврат религии в жизненный мир общества. При этом традиционные религии в этом возврате опирались на народные обычаи и традиции, сохранившиеся в период советской секуляризации.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
В статье рассматриваются вопросы теории и практики политических коммуникаций в современных условиях функционирования властных элит, во взаимосвязи с динамикой глобальных геополитических изменений. При анализе трансформации политических коммуникаций исследуются антикризисные аспекты, вопросы ин-формационной безопасности как составной части национальной безопасности, процессы формирования национальной идентичности, вопросы конкурентоспособности, когерентности политических элит и др.
В работе представлен краткий очерк жизни и творчества русского писателя последней трети ХХ века - начала XXI века В.С. Маканина, охарактеризованы особенности его прозы в рамках коммуникативной переклички творчества литераторов «поколения сорокалетних». Здесь даны аспекты социологической преемственности литературы периода «оттепели» («шестидесятники») и литературы «застоя» («проза сорокалетних»). Особое внимание уделяется реалистической социальной типичности героев, созданных писателями данного литературного течения. Исследование представляет сравнительно-исторический коммуникативный анализ произведений о «потерянном поколении» и об «эпохах безвременья» в историко-литературном контексте: от творчества Бенжамена Констана, воспринятого А.С. Пушкиным - к творчеству Альфреда де Мюссе, подхваченного М.Ю. Лермонтовым - как диалог между эпохами. Российские писатели периода постмодернизма трактуются в данной работе продолжателями глобального направления литературы эпох безвременья; такой герой послевоенного и послеоттепельного периода истории страны характерен для произведений Владимира Маканина. Работы «сорокалетних» сравниваются здесь с программными произведениями В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, чьи книги уже вошли в школьные образовательные стандарты по истории русской литературы, потому что их творчество отразило основные реалистические типологии эпохальных художественных образов, осветило её эстетические и идеологические перекосы. В данной статье также очерчиваются рамки наступления периода направления постмодернизма в русской литературе, начавшегося с антиэстетической прозы.
ISSN 2311-3332 (Online)