Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

“Умный город” и его прототипы: социальные представления (итоги социологического анализа)

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-105-114

Аннотация

Термин Smart City (“Умный город”, “цифровой город”, “кибергород”, “город знаний”, “экогород”) с легкой руки журналистов активно стал использоваться в социальном пространстве в начале XXI века. Под данным термином подразумевается разносторонняя деятельность международных организаций (ООН, ЕС, ОАЭ и др.), многих городов в мире по преобразованию социальной среды мегаполисов. При наличии значительного числа публикаций, связанных с IT технологиями, прояснение смысла и содержания социальных характеристик нового явления нуждается в продолжении дальнейших исследований.
Пилотное исследование социальных представлений об “умном городе” осуществлялось при помощи контент-анализа научной литературы, прямого и дистанционного опроса горожан методом случайной выборки (459 чел.). Респонденты на основе методики семантического дифференциала (М. Рокича) оценивали образ “умного города”, а также ряд других образов, связанных с его понимание, по 16 и 28 шкалам-дискриптам специально разработанных анкет, содержащих также тест К. Альдерфера и тест М. Люшера. Полученные ответы подвергались процедуре факторного и корреляционного анализа отдельно в каждой группе респондентов. При обработке результатов исследования использовалась программа IBM SPSS.

Об авторе

Р. А. Проскуряков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Проскуряков Роман Александрович – аспирант

119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84 



Список литературы

1. Вирт Л. (2005). Урбанизм как образ жизни. Избранные работы по социологии (Пер. с англ.). Москва. С. 93-118.

2. Кириллина Н.В. (2018). Право на город: репрезентация и воспроизведение данных в городской информационной среде // Коммуникология. Том 6. № 2. С. 116-123.

3. Колодий Н.А., Иванова В.С., Гончарова Н.А. (2020). Умный город: особенности концепции, специфика адаптации к российским реалиям // Социологический журнал. № 26(2). С. 102-123.

4. Одинцов А.В. (2019). Основные риски реализации концепции “умного города” // Социодинамика. № 10. С. 1-8.

5. Э. Дюркгейм (1898). Индивидуальные и коллективные представления // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.

6. Allam Z., Newman P. (2018). Redefining the Smart City: Culture, Metabolism and Governance. Smart Cities. No. 1. P. 4-25.

7. Bak c T., Almirall E., Wareham J. (2013). A Smart City Initiative: the Case of Barcelona. Journal of Knowledge Economy. No. 4. P. 135-148.

8. Camero A., Alba E. (2019). Smart City and information technology: A review. Cities. Vol. 93. P. 84-94.

9. Caragliu A., Del Bo C. (2019). Smart innovative cities: The impact of Smart City policies on urban innovation. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 142. P. 373-383.

10. Cook D.J., Duncan G., Sprint G., Fritz R.L. (2018). Using Smart City Technology to Make Healthcare Smarter. Proceedings of the IEEE. Vol. 106. No. 4. P. 708-722.

11. Dameri R. (2013). Searching for Smart City definition: a comprehensive proposal. International Journal of Computers & Technology. Vol. 11. No. 11. P. 2544-2551.

12. Eckhoff D., Wagner I. (2018). Privacy in the Smart City – Applications, Technologies, Challenges, and Solutions. IEEE Communications Surveys & Tutorials. Vol. 20. No. 1. P. 489-516.

13. Hollands R. (2008). Will the Real Smart City Please Stand Up? City. Vol. 12. No. 3. P. 303-320.

14. Lytras M.D., Visvizi A. (2018). Who Uses Smart City Services and What to Make of It: Toward Interdisciplinary Smart Cities Research. Sustainability 2018.

15. Su K., Li J., Fu H. (2011). Smart city and the applications. In: 2011 International Conference on Electronics, Communications and Control (ICECC). P. 1028-1031.

16. Vanolo A. (2014). Smartmentality: The Smart City as Disciplinary Strategy. Urban Studies. Vol. 51. No. 5. P. 883-898.

17. Zhang K., Ni J., Yang K., Liang X., Ren J., Shen X.S. (2017). Security and Privacy in Smart City Applications: Challenges and Solutions. IEEE Communications Magazine. Vol. 55. No.1. P. 122-129.


Рецензия

Для цитирования:


Проскуряков Р.А. “Умный город” и его прототипы: социальные представления (итоги социологического анализа). Коммуникология. 2021;9(3):105-114. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-105-114

For citation:


Proskuryakov R.A. Smart City and its Prototypes: social perceptions (outcomes of social analysis). Communicology. 2021;9(3):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-105-114

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)