Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Прагматический эффект высказываний субъекта медицинского дискурса в ходе решения просветительской задачи в публичном секторе

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-191-200

Аннотация

В статье актуализируется проблема прагматики дискурса. Описаны коммуникативные приёмы усиления прагматического эффекта высказываний субъекта медицинского дискурса в контексте открытой коммуникативной ситуации. В качестве материала исследования используются тексты докладов конференций и интервью представителей врачебной и научной элиты, обратившихся к теме пандемии новой короновирусной инфекции в 2020 – 2021 годах и решающих просветительскую задачу. Представлена система речевых тактик, обеспечивающих решение данной задачи, и языковых приёмов их воплощения, – в совокупности формирующих прагматический эффект высказываний субъекта медицинского дискурса.

Об авторах

Р. Н. Хвощ
Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Хвощ Раиса Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой филологических дисциплин 

625000, г. Тюмень, ул. Одесская, 52 



О. И. Зворыгина
Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Зворыгина Ольга Ивановна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологических дисциплин 

625000, г. Тюмень, ул. Одесская, 52 



Список литературы

1. Алексеева Л.M., Мишланова C.Л. (2002). Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь.: Изд-во Перм. ун-та.

2. Барсукова М.И. (2007). Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: Автореф. дисс. … к.филол.н. Саратов.

3. Бейлинсон Л.C. (2000). Медицинский дискурс // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград. С. 103-117.

4. Богатырева Т.Г. (2021). Зарубежный опыт коммуникации публичного сектора в условиях COVID-19 // Коммуникология. Том 9. № 1. C. 15-28.

5. Вацкель Е.А. (2018). Лингводидактический компонент просветительской деятельности врача: Автореф. дисс. … к.п.н. Москва.

6. Жура В.В. (2006). Запрос информации в жанре медицинской коммуникации // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма. С. 231-238.

7. Иванчук И.А. (1998). Культура речи в деятельности врача (к проблеме формирования элитарного типа языковой личности в профессиональной медицине) // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов. С. 187-196.

8. Норман Б.Ю. (2009). Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций. Минск. Профессиональные стандарты: Здравоохранение // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/2.

9. Сильверман Д., Кёрц С., Дрейпер Д. (2018). Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. М.: ГРАНАТ.

10. Формановская Н.И. (1998). Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина.

11. Хвощ Р.Н., Макарова О.В. (2021). Интерпретация эмоциональной речи пациента как элемент коммуникативной компетенции врача // Медицинская наука и образование Урала. Т. 22. № 1 (105). С. 66-70.

12. Roter D.L. (1977). Patient participation in the patient-provider interaction: the effects of patient question asking on the quality of interaction, satisfaction and compliance. Health Educ Monogr. No. 5. P. 281-315.

13. Salmon P., Mendick N., Young B. (2011). Integrative qualitative communication analysis of consultation and patient and practitioner perspectives: towards a theory of authentic caring in clinical relationships. Patient Educ Couns. No. 82 (3). P. 448-454.

14. Windish D.M., Price E.G., Clever S.L., Magaziner J.L., Thomas P.A. (2005). Teaching medical students the important connection between communication and clinical reasoning. J Gen Intern Med. No. 20(12). P. 1108-1113.

15. Wear D., Varley J.D. (2008). Rituals of verification: the role of simulation in developing and evaluating empathic communication. Patient Educ Couns. No. 71(2). P. 153-156.


Рецензия

Для цитирования:


Хвощ Р.Н., Зворыгина О.И. Прагматический эффект высказываний субъекта медицинского дискурса в ходе решения просветительской задачи в публичном секторе. Коммуникология. 2021;9(3):191-200. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-191-200

For citation:


Khvoshch R.N., Zvorygina O.I. Pragmatic Utterance Effect of the Medical Discourse Subject in Public Education Challenge. Communicology. 2021;9(3):191-200. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-3-191-200

Просмотров: 223


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)