Онлайн-коммуникация в образовательной среде России и Германии: функциональные и дисфункциональные эффекты цифровизации
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-97-113
Аннотация
В наши дни способность системы высшего образования адаптироваться к внешним условиям столкнулась с вызовами перехода в онлайн и цифровизации на фоне изменения формата общественных отношений в направлении большего плюрализма, демассификации информационно-коммуникативных источников, каналов и реципиентов. Актуальность исследования заключается в необходимости оценки последствий перехода на дистанционное (онлайн) обучение с целью выявления новых функциональных и дисфункциональных эффектов оцифровывания образовательной среды. В статье приведены результаты онлайн-опроса, состоявшегося в весной и летом 2020 года, когда пандемия нового коронавируса привела к переходу на дистанционную форму обучения. Опрос проведен среди студентов российских и немецких вузов для выявления отношения студентов к получению образования в режиме онлайн. Авторы определили возможные ненамеренные последствия цифровизации образовательной среды, выявили эмоциональное отношение студентов российских и немецких вузов к вынужденному переходу на дистанционное обучение и проанализированы оценки положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения в восприятии студентов. На основании их оценок были составлены рейтинги преимуществ и недостатков обучения в дистанционном формате в представлении студентов вузов России и Германии, выявлены отрицательные эффекты онлайн-коммуникации между преподавателями и обучающимися и факторы озабоченности студентов российских и немецких вузов в связи с переходом на новый коммуникационный формат, а также определено влияние онлайн-обучения на качество образования. По мнению студентов российских и немецких вузов, онлайн формат не идет на пользу качеству образования, а увеличившееся время нахождения перед экраном компьютера стало негативно сказываться на здоровье студентов. Студенты обеих стран обеспокоены ослаблением социальных связей и потерей социальных контактов.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ЧугровРоссия
Чугров Сергей Владиславович – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений
119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
Д. В. Галицкая
Россия
Галицкая Диана Владимировна – аспирант кафедры социологии
119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. (2015). Симулякры и симуляция / Пер. с фр. А. Качалова. М.: ПОСТУМ.
2. Зарубина Н.Н. (2020). Непреднамеренные социокультурные последствия цифровизации: новое качество формальной рационализации, риски десоциализации и дегуманизации // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2020». Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс. С. 1356-1358.
3. Зборовский Г.Е. (2012). Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. № 2. С. 12-20.
4. Зиммель Г. (2002). Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М.: Книжный дом «Университет».
5. Кравченко С.А. (2019a). Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы: монография. М.: Знание-сила.
6. Маниковская М.А. (2019). Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России, №2 (87). С. 100-106.
7. Маркс К. (2000) Экономико-философские рукописи 1844 года // Социология. Сборник. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле. С. 177-323.
8. Никитин А.П. (2018). Макдональдизация высшего образования // Идеи и идеалы. № 3(37). Т. 2. С. 221-232.
9. Орлова Л.В. (2016). Интеллектуальная пассивность и цифровое слабоумие // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет. С. 308-310.
10. Пахарь Л.И., Петрова Р.А. (2021). Отчуждение: теоретическое осмысление проблемы // Философская мысль. № 8. С. 78-91.
11. Селиверстова Н.А. (2020). Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. № 3 (46). С. 71-77.
12. Сорокин П.А. (2009). Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН.
13. Тощенко Ж.Т. (2020). Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). Москва: Весь Мир.
14. Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. № 3 (8). С. 52-62.
15. Шарков Ф.И., Омельчук И.С. (2021). Цифровые технологии: преимущества и проблемы развития и киберпреступность // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. №2. C. 33-43.
16. Bustillos J. (2017). The Digital Divide. Neoliberal Imperatives and Education. In: Isaacs S., ed. European Social Problems. Routledge: London and New York.
17. Chinoy E.D., Duffy J.F., Czeisler C.A. (2018). Unrestricted evening use of light-emitting tablet computers delays self-selected bedtime and disrupts circadian timing and alertness. Physiological Reports. No. 6(10). e13692 [эл. ресурс]: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29845764/.
18. Kravchenko S.A. (2019b). Sociology on the move: the demand for the humanistic digital turn. RUDN Journal of Sociology. N. 3 (19). P. 397-405.
19. Prensky M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon. Vol. 9. No. 5. P. 1-6.
Рецензия
Для цитирования:
Чугров С.В., Галицкая Д.В. Онлайн-коммуникация в образовательной среде России и Германии: функциональные и дисфункциональные эффекты цифровизации. Коммуникология. 2021;9(4):97-113. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-97-113
For citation:
Chugrov S.V., Galitskaya D.V. Online communication in the educational environment of Russia and Germany: functional and dysfunctional effects of digitalization. Communicology. 2021;9(4):97-113. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-97-113