Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Гиперсетевая модель медиакоммуникации: новые качества рисков для детской аудитории

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-148-159

Полный текст:

Аннотация

Технологически обусловленный гиперболический рост коммуникативной связанности и несовершенство административных механизмов контроля над этим процессом приводят к пониманию новых феноменов и новых рисков, в том числе рисков в отношении наиболее уязвимой социальной группы – детей. В статье предлагается новый подход к описанию природы рисков медиапространства в отношении здоровья и развития детей. Минимизация этих рисков определяется автором как цель обеспечения информационной безопасности детей. Новые качества рисков описываются на основе гиперсетевой модели медиакоммуникации, разработанной на основе гиперсетевой теории мозга. Уточняются свойства гиперсетевого образования и их рискогенность, опосредованная сетевой морфологией связей, влекущей невозможность или неэффективность приложения привычных практик управления. Уязвимость детской группы перед этими рисками объясняется психологической незрелостью адаптивных средств. Отмечается значение феноменализации «медиа» и «информации» для целей информационной политики и обеспечения безопасности – медиабезопасноти. Раскрываются тенденции гиперсети медиа, которые повышают риски, особенно обеспечиваемый технологиями рост скорости и объемов передачи информации, исключающий действие известных механизмов регулирования оборота информации и фильтрации контента.

Об авторе

А. К. Полянина
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Полянина Алла Керимовна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства

603105, Россия, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23



Список литературы

1. Анохин К.В. (2015). Когнитом: сетевое расширение теории функциональных систем // Современные проблемы системной регуляции физиологических функций. Материалы Конференции. М.: ФГБHУ «НИИНФ им. П.К. Анохина». С. 3-5.

2. Делез Ж., Гваттари Ф. (2001). Капитализм и шизофрения: Тысяча плато. М.: Астрель.

3. Дукин Р.А. (2016). Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 24-26.

4. Козырьков В.П. (2010). Направления и формы доместикации современного общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. № 1. С. 20-26.

5. Коломиец В.П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. М.: НИПКЦ Восход-А.

6. Коломиец В.П. (2017). Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. № 6. С. 3-14.

7. Коробейникова Л.А., Гиль А.Ю. (2010). Сетевые структуры в условиях глобализации // Известия Томского политехнического. Университета. № 6. С. 105-109.

8. Лотман Ю.М. (1998). Об искусстве. СПб.: Искусство.

9. Лысак И.В. (2015) Информация как общенаучное и философское понятие: основные подходы к определению // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. № 2. С. 9-26.

10. Мамардашвили М.К. (1996). Необходимость себя. М.: Лабиринт.

11. Моисеев Н.Н. (1984). Люди и кибернетика М.: Мол. гвардия.

12. Овчинская Е.В. (2017). Практики телепотребления россиян в условиях социокультурных изменений: автореферат дис. ... кандидата социологических наук. Москва.

13. Олескин А.В. (2013). Сетевые структуры в биосистемах // Журнал общей биологии. Т. 74. № 2. С. 112-138.

14. Петренко Д.В. (2015). Философия медиа: от имени к концепту // Философия и социальные науки. № 2. С. 10-14.

15. Рашкофф Д. (2003). Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультракультура.

16. Рогалева О.С., Шкайдерова Т.В. (2015). Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник ОмГУ. № 1 (75). С. 222-225.

17. Савчук В.В. (2013). Медиа внутри нас // Культурология. №2. С. 295-301.

18. Саяпин В.О. (2014). Социокультурная трансформация после индустриальной эры: процессы виртуализации // Философские традиции и современность. № 2 (6). С. 84-105.

19. Чернавский Д.С. (2009). Синергетика и информация (динамическая теория информации). М.: URSS.

20. Эрштейн Л.Б. (2018). Об определении понятия информация // Метафизика. №3. С. 21-30.

21. Barnes J. A. (1954). Class and committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations. Vol. 7. P. 39-58.

22. Cloudry N. (2008). Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling. New Media & Society. No. 10(3). P. 373-391.

23. Luhmann N. (1987). Soziale Systeme. Frankfurt.

24. Castells M. (2000). The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. John Wiley & Sons.

25. McLuhan M. (1994). Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; London: MIT Press.

26. Shannon C.E. (1948). A Mathematical Theory of Communication. Bell System Technical Journal. No. 27: 3. P. 379-423.

27. Stonier T. (1990). Information and the Internal Structure of the Universe: An Exploration into Information Physics. London: Springer-Verlag.

28. Thompson J. (1994). Social theory and the media. In: D. Crowley and D. Mitchell (eds) Communication Theory Today (Cambridge: Polity). P. 27-49.


Рецензия

Для цитирования:


Полянина А.К. Гиперсетевая модель медиакоммуникации: новые качества рисков для детской аудитории. Коммуникология. 2021;9(4):148-159. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-148-159

For citation:


Polyanina A.K. Hypernet Model of Media Communication: new qualities of risks for children. Communicology. 2021;9(4):148-159. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-148-159

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)