Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178
Аннотация
В статье поднимается проблема экологии медиа. Понятие медиаэкологии рассматривается с позиций постнеклассической рациональности: объект исследования рассматривается как система, объединяющая коммуникантов, их сообщества и информационную среду в рамках осуществляемых взаимодействий, которые, в свою очередь, оказывают влияние на все элементы экосистемы. Авторами проанализированы социокультурные изменения, обусловленные медиавоздействием. Интерпретировано проявление токсичности медиа, которое представлено на уровне пяти компонентов коммуникации (факторов токсичности): субъект-коммуникант, знаковый код, контент, способ и дискурсивный фон. Экспериментальная база исследования представлена лексико-семантическим анализом материалов печатных и электронных СМИ и эссе студентов (N>300), ассоциативным экспериментом, проведенным со студентами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (Москва и СанктПетербург, N>200). Проанализирован опыт проведения научной конференции как оптимального формата работы по вовлечению учащейся молодежи в проблематику экологии медийной коммуникации.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. ГлущенкоРоссия
Глущенко Олеся Анатольевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления
199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43
Н. В. Гришанин
Россия
Гришанин Никита Владимирович – кандидат культурологии,
доцент, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления
199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43
Н. В. Кириллина
Россия
Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления
199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43
Список литературы
1. Бузин В.Н. (2012). Социальное управление российским медиапространством. Системнодеятельностный подход: монография. М.: Юнити-ДАНА.
2. Буряковская В.А. (2019). Стратегия деструктивного коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. Т. 6. № 3. С. 620-629.
3. Волкова Я.А., Панченко Н.Н. (2016). Типология деструктивных коммуникативных личностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки. № 2. С. 110-117.
4. Грачев Г.В. (2000). Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: автореф. дис…д. психол. наук. Москва.
5. Дзялошинский И.М. (2017). Экология медиасреды: технологии манипулирования в интернете. Москва: АПК и ППРО.
6. Жигадло В.Э. (2021). Задачи и функции информационной безопасности в условиях информационного противоборства и «ментальных» войн // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2021): Материалы XII Санкт-Петербургской межрегиональной конференции. Санкт-Петербург, 27-29 октября 2021 г. СПб.: СПОИСУ.
7. Ивлева М.И. (2018). Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникаций // Социально-гуманитарные знания. № 2. С. 230-235.
8. Ионова С.В. (2018). Токсичный руководитель: лингвоэкология речевого поведения // Экология языка и коммуникативная практика. № 4. С. 1-12.
9. Иссерс О.С. (2014). Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. № 2. С. 112-123.
10. Карабань Н.А. (2014). Этический аспект интернет-коммуникации Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 158-177.
11. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Юлина Г.Н. (2019). Фейковые новости как феномен современности // Власть. № 4. С. 79-82.
12. Лотман Ю.М. (1992). Культура и взрыв. Москва.
13. Лотман Ю.М. (2000). Семиосфера. СПб: Искусство Спб.
14. Лутовинова О.В. (2014). Языковая личность в интернет-коммуникации // Интернеткоммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 124-138.
15. Маклюен Г.М. (2003). Понимание медиа. Внешние расширения человека. Москва.
16. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. (2000). Информационная экология. Москва.
17. Николаева А.В. (2019). Языковые особенности фейковых публикаций // Верхневолжский филологический вестник. № 3(18). С. 55-59. DOI 10.24411/2499-9679-2019-10482.
18. Постман Н. (2000). Пленарный доклад на первой встрече Ассоциации медиаэкологии (Университет Фордхама, Нью-Йорк, 16-17 июня 2000 года) / Пер. В. Чумаковой // Интернет-журнал «Гефтер» [эл.ресурс]: http://gefter.ru/archive/20734.
19. Руденко М.О. (2014). Негативная медийная информация и ее влияние на человека // Медиаобразование. № 2. С. 108-112.
20. Сидорова Н.А. (2010). Апперцепционная база диалога: к постановке проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 5 (81). С. 157-161.
21. Сковородников А.П. (2017). Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов. Москва: ФЛИНТА.
22. Степанов В.А. (2011). Медиаэкология: опыт демаркации научного направления [эл. ресурс]: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/05/blog-post_3319.html.
23. Степин В.С. (2009). Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ». С. 249-295.
24. Углова Н.В. (2016). Употребление жаргонных слов в рекламном тексте // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. № 1. С. 49-64.
25. Франко Е.П., Франко М.В. (2019). Экология языки в современном обществе // Политическая лингвистика. № 5(77). С. 26-33. DOI 10.26170/pl19-05-02.
26. Чумакова В.П. (2015). Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике: дисс. канд. культ. Москва.
27. Штукарева Е.Б. (2014). Языковая специфика интернет-коммуникации // Интернеткоммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 291-302.
28. Юдалевич Н.В. (2016). Информационный мусор как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. № 2 (4). С. 119-122.
29. McLuhan M. (1964). Understanding Media: the extensions of man. McGraw-Hill.
30. Meyrowitz J. (1985). No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Behavior. Oxford University Press.
31. Meyrowitz J. (2005a). From Tribal to Global: A Brief History of Civilization from a McLuhanesque Perspective. In: The Legacy of McLuhan. Hampton Press. P. 35-43.
32. Meyrowitz J. (2005b). The Rise of Glocality: New Senses of Place and Identity in the Global Village. In: A Sense of Place: The Global and the Local in Mobile Communication. Vienna: Passagen Verlag. P. 21-30.
33. Postman N. (1984). Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Penguin.
34. Postman N. (1993). Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. NY: Vintage Books.
35. Postman N. (2000). The Humanism of Media Ecology. In: Proceedings of the Media Ecology Association. Vol. 1. P. 10-16.
36. Prins H.E.L., Bishop J. Explorations in Media & Anthropology // Visual Anthropology Review. Fall-Winter 2001-2002 Vol. 17. No. 2. P. 110-140.
37. Scolari C. (2010). Media ecology. Map of the theoretical niche. Quaderns del CAC, 34. Vol. XIII (1). P. 17-25.
38. Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Viloation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No. 4. P. 765-775.
39. Strate L. (2014). Amazing Ourselves to Death: Neil Postman’s Brave New World Revisited. In: A Critical Introduction to Media and Communication Theory. Vol.10. Peter Lang Publishing, NY.
Рецензия
Для цитирования:
Глущенко О.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах. Коммуникология. 2021;9(4):160-178. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178
For citation:
Glushchenko O.A., Grishanin N.V., Kirillina N.V. Ecology of Communication: the toxicity factors in media. Communicology. 2021;9(4):160-178. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178