Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178

Аннотация

В статье поднимается проблема экологии медиа. Понятие медиаэкологии рассматривается с позиций постнеклассической рациональности: объект исследования рассматривается как система, объединяющая коммуникантов, их сообщества и информационную среду в рамках осуществляемых взаимодействий, которые, в свою очередь, оказывают влияние на все элементы экосистемы. Авторами проанализированы социокультурные изменения, обусловленные медиавоздействием. Интерпретировано проявление токсичности медиа, которое представлено на уровне пяти компонентов коммуникации (факторов токсичности): субъект-коммуникант, знаковый код, контент, способ и дискурсивный фон. Экспериментальная база исследования представлена лексико-семантическим анализом материалов печатных и электронных СМИ и эссе студентов (N>300), ассоциативным экспериментом, проведенным со студентами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (Москва и СанктПетербург, N>200). Проанализирован опыт проведения научной конференции как оптимального формата работы по вовлечению учащейся молодежи в проблематику экологии медийной коммуникации.

Об авторах

О. А. Глущенко
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Россия

Глущенко Олеся Анатольевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43



Н. В. Гришанин
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Россия

Гришанин Никита Владимирович – кандидат культурологии,
доцент, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43



Н. В. Кириллина
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Россия

Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний проспект, 57/43



Список литературы

1. Бузин В.Н. (2012). Социальное управление российским медиапространством. Системнодеятельностный подход: монография. М.: Юнити-ДАНА.

2. Буряковская В.А. (2019). Стратегия деструктивного коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. Т. 6. № 3. С. 620-629.

3. Волкова Я.А., Панченко Н.Н. (2016). Типология деструктивных коммуникативных личностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки. № 2. С. 110-117.

4. Грачев Г.В. (2000). Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: автореф. дис…д. психол. наук. Москва.

5. Дзялошинский И.М. (2017). Экология медиасреды: технологии манипулирования в интернете. Москва: АПК и ППРО.

6. Жигадло В.Э. (2021). Задачи и функции информационной безопасности в условиях информационного противоборства и «ментальных» войн // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2021): Материалы XII Санкт-Петербургской межрегиональной конференции. Санкт-Петербург, 27-29 октября 2021 г. СПб.: СПОИСУ.

7. Ивлева М.И. (2018). Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникаций // Социально-гуманитарные знания. № 2. С. 230-235.

8. Ионова С.В. (2018). Токсичный руководитель: лингвоэкология речевого поведения // Экология языка и коммуникативная практика. № 4. С. 1-12.

9. Иссерс О.С. (2014). Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. № 2. С. 112-123.

10. Карабань Н.А. (2014). Этический аспект интернет-коммуникации Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 158-177.

11. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Юлина Г.Н. (2019). Фейковые новости как феномен современности // Власть. № 4. С. 79-82.

12. Лотман Ю.М. (1992). Культура и взрыв. Москва.

13. Лотман Ю.М. (2000). Семиосфера. СПб: Искусство Спб.

14. Лутовинова О.В. (2014). Языковая личность в интернет-коммуникации // Интернеткоммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 124-138.

15. Маклюен Г.М. (2003). Понимание медиа. Внешние расширения человека. Москва.

16. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. (2000). Информационная экология. Москва.

17. Николаева А.В. (2019). Языковые особенности фейковых публикаций // Верхневолжский филологический вестник. № 3(18). С. 55-59. DOI 10.24411/2499-9679-2019-10482.

18. Постман Н. (2000). Пленарный доклад на первой встрече Ассоциации медиаэкологии (Университет Фордхама, Нью-Йорк, 16-17 июня 2000 года) / Пер. В. Чумаковой // Интернет-журнал «Гефтер» [эл.ресурс]: http://gefter.ru/archive/20734.

19. Руденко М.О. (2014). Негативная медийная информация и ее влияние на человека // Медиаобразование. № 2. С. 108-112.

20. Сидорова Н.А. (2010). Апперцепционная база диалога: к постановке проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 5 (81). С. 157-161.

21. Сковородников А.П. (2017). Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов. Москва: ФЛИНТА.

22. Степанов В.А. (2011). Медиаэкология: опыт демаркации научного направления [эл. ресурс]: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/05/blog-post_3319.html.

23. Степин В.С. (2009). Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ». С. 249-295.

24. Углова Н.В. (2016). Употребление жаргонных слов в рекламном тексте // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. № 1. С. 49-64.

25. Франко Е.П., Франко М.В. (2019). Экология языки в современном обществе // Политическая лингвистика. № 5(77). С. 26-33. DOI 10.26170/pl19-05-02.

26. Чумакова В.П. (2015). Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике: дисс. канд. культ. Москва.

27. Штукарева Е.Б. (2014). Языковая специфика интернет-коммуникации // Интернеткоммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Москва: ФЛИНТА. С. 291-302.

28. Юдалевич Н.В. (2016). Информационный мусор как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. № 2 (4). С. 119-122.

29. McLuhan M. (1964). Understanding Media: the extensions of man. McGraw-Hill.

30. Meyrowitz J. (1985). No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Behavior. Oxford University Press.

31. Meyrowitz J. (2005a). From Tribal to Global: A Brief History of Civilization from a McLuhanesque Perspective. In: The Legacy of McLuhan. Hampton Press. P. 35-43.

32. Meyrowitz J. (2005b). The Rise of Glocality: New Senses of Place and Identity in the Global Village. In: A Sense of Place: The Global and the Local in Mobile Communication. Vienna: Passagen Verlag. P. 21-30.

33. Postman N. (1984). Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Penguin.

34. Postman N. (1993). Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. NY: Vintage Books.

35. Postman N. (2000). The Humanism of Media Ecology. In: Proceedings of the Media Ecology Association. Vol. 1. P. 10-16.

36. Prins H.E.L., Bishop J. Explorations in Media & Anthropology // Visual Anthropology Review. Fall-Winter 2001-2002 Vol. 17. No. 2. P. 110-140.

37. Scolari C. (2010). Media ecology. Map of the theoretical niche. Quaderns del CAC, 34. Vol. XIII (1). P. 17-25.

38. Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Viloation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No. 4. P. 765-775.

39. Strate L. (2014). Amazing Ourselves to Death: Neil Postman’s Brave New World Revisited. In: A Critical Introduction to Media and Communication Theory. Vol.10. Peter Lang Publishing, NY.


Рецензия

Для цитирования:


Глущенко О.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах. Коммуникология. 2021;9(4):160-178. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178

For citation:


Glushchenko O.A., Grishanin N.V., Kirillina N.V. Ecology of Communication: the toxicity factors in media. Communicology. 2021;9(4):160-178. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)