Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-60-75

Аннотация

Теоретическая журналистика рассматривается как компонент, институционально входящий в полисистему средств массовой информации, и представляющий некий общественно-коммуникативный механизм таких многофункциональных институтов общества как пресса, телевидение, радио, интернет и иных медиа. С позиций интересов общества журналистика рассматривается как механизм социального управления, призванный направлять прикладные и научно-практические знания на формирование массового сознания, способствующего принятию социальными группами моделей поведения и в целом. Предмет исследования авторов – спортивная журналистика – рассматривается в статье как форма журналистики, которая сообщает о спортивных темах и событиях. В последние годы значение спорта в России резко возросло. Это связано, прежде всего, с проведением в России Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Спорт вырос во влиянии на общественные процессы, стал укрепляться в сознании людей в качестве престижной и привлекательной категории. Соответственно, активнее стала развиваться спортивная журналистика.
Спортивная журналистика представлена как раздел журналистики, не просто отражающий спортивные события, и даже не ограничивающийся анализом спорта, как неотъемлемого элемента любой организации, пусть даже социетального уровня. Она включает в себя и теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающихся каким-либо образом физической культуры и спорта и рассматривается (анализируется, освещается) во взаимосвязи физической культуры и спорта.
Спортивная журналистика совместно с другими направлениями журналистики, входя в систему современной медиакоммуникации, использует современные гипертекстовые, мультимедийные и интерактивные технологии.

Об авторах

Ф. И. Шарков
Академия труда и социальных отношений
Россия

Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор, заслуженный науки РФ, проректор по науке

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84



В. В. Силкин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Владимир Владимирович Силкин, доктор политических наук, профессор, декан факультета журналистики Института государственной службы и управления

г. Москва



Р. А. Лайшев
Центр спорта и образования «Самбо-70»
Россия

Ренат Алексеевич Лайшев, доктор педагогических наук, заслуженный тренер России, генеральный директор

г. Москва



Список литературы

1. Алексеев К.А. (2015). Спортивная журналистика после Октября 1917 года: особенности происхождения советской физкультурно-спортивной печати // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. № 2.

2. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. (2014). Спортивная журналистика: учебник для магистров. М.: Юрайт.

3. Вартанова Е.Л. (2017). «Медиасистема»: термин, концепция или реальность? / Е.Л. Вартанова // МедиаАльманах. № 1 (78). С. 8-10.

4. Вартанова Е.Л. (1999). К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. Вып. 5. С. 11-14.

5. Виноградский В.С. (2009). Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа: cпецсеминар / В.С. Виноградский, Н.В. Куницына. М.: Ф-т журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Вопросы теории и практики журналистики (2018). T. 7. № 3.

6. Войтик Е.А. (2014). Конструирование информационного пространства в спортивной медиакоммуникации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. T. 22, № 13.

7. Войтик Е.А. (2012). Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации // Журналистский ежегодник. Национальный исследовательский томский государственный университета (Томск). С. 109-112.

8. Данилова М.Н. (2018). Спорт как медиакоммуникационный феномен // Вопросы теории и практики журналистики. Т.7. №3. С. 519-538

9. Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: материалы Междунар. науч.практ. конф. / под ред. Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского (2016). М.: МедиаМир: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

10. Калмыков А.А. (2011). Конвергенция – возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Вестник электронных и печатных СМИ. №16 [режим доступа]: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231.

11. Калмыков А.А., Коханова Л.А. (2005). Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика». М.: ЮНИТИ-ДАНА.

12. Качкаева А.Г. (2010). Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. Москва.

13. Климов М.Ю. (2006). Семиотическая система спорта как феномен культуры. Барнаул.

14. Куницына Н.В. (2015). Интервью-очерк. Стилистические и жанровые особенности / Н.В. Куницына, Е.К. Гурова // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Орел: Орлов. гос. институт искусств и культуры. Вып. 13. С. 25-46.

15. Кульчицкая Д.Ю. (2011). Развитие идеи мультимедийности в культуре и журналистике [эл. ресурс] // Меди@льманах. №2 [эл. журнал]: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/6c6/2011_2_5_kulchickaja.pdf.

16. Куницына Н.В. (2015). Синтез медиажанров. О некоторых тенденциях развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. № 18 (215), вып. 27. С. 14-17.

17. Лубышева Л.И. (2010). Социология физической культуры и спорта. М.: Академия.

18. Лукина М.М., Фомичева И.Д. (2005). СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

19. МакКуэйл Д. (2013). Журналистика и общество / пер. с англ. Д. МакКуэйл. М.: МедиаМир; Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

20. Мирошниченко А. (2018). Пришли за телевидением // Журналист [эл. ресурс]: https://jrnlst.ru/sport-TV.

21. Мытлик Э. (1978). Накануне Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Таллин: Общество «Знание» ЭССР.

22. Пак Е.М. (2012). Конвергенция жанров сетевой журналистики // Вестник СПбГУ. Сер.9. 2012. Вып.2.

23. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие (2006) / ред. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М.: Флинта.

24. Сазонова Ю.А. (2014). Спортивная пресса УССР 1920–1930-х годов: типология, периодизация, особенности развития, историко-функциональный аспект // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. № 3.

25. Сметанина С.И. (2002). Медиатекст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века / С.И. Сметанина. СПб: Изд-во Михайлова В.А.

26. Средства массовой информации: системные характеристики (2005) / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Шустер О.С. (1998). Средства массовой информации и спорт / О.С. Шустер. СПб: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

27. Burnett R., Brunstrom A., Anders G. (2004). Nilsson Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology / Karlstad University, Sweden [эл. ресурс]: http://bookre.org/reader?file=497776


Рецензия

Для цитирования:


Шарков Ф.И., Силкин В.В., Лайшев Р.А. Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации. Коммуникология. 2018;6(4):60-75. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-60-75

For citation:


Sharkov F.I., Silkin V.V., Laishev R.A. Sports Journalism in the System of Modern Media Communication. Communicology. 2018;6(4):60-75. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-60-75

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)