Идентичность и идентификация личности в социальных сетях
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-76-87
Аннотация
В статье рассматривается вопрос идентичности и идентификации личности в сети Интернет в период развития виртуальных площадок для общения на основе социальных сетей. Интернет описан как часть культуры постмодерна с присущим этой эпохе отношением к личности и становлению индивидуальности не тождественной самой себе. Дано описание процесса формирования идентичности личности в социальном интернет пространстве, которое связано с ее виртуализацией разнообразными инструментами интернет коммуникаций. Показано, что процесс идентификации обусловлен уровнем развития общества и характеризуется градацией от полной анонимности и конфиденциальности участников виртуального общения в начальный период формирования социальных сетей до подлинного установления личности в настоящее время. Даны характеристики этапов. Сделаны выводы о влиянии данного процесса на формирование технологий маркетинговых коммуникаций, таких как social media marketing, вирусные технологии, дополненная реальность. Авторы рукописи продолжают исследования Рунета С.Н. Макеева и Н.А. Сенченко и опираются на разработанную ими терминологию.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. СтарцевРоссия
Александр Алексеевич Старцев, аспирант
199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект, 57
Н. В. Гришанин
Россия
Никита Владимирович Гришанин, кандидат культурологии, доцент кафедры связей с общественностью и социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС
199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект, 57
Н. В. Кириллина
Россия
Наталья Владимировна Кириллина, кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики института государственной службы и управления
Москва
Список литературы
1. Воронкин А.С. (2014). Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. № 1 С. 650-675.
2. Гофман И. (2000). Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле.
3. Дукенова А.Д. (2014). Компьютерная терминология // Вестник Казахского Национального Педагогического Университета имени Абая. № 1. С. 53-58.
4. Ильин В.А. (2016). Теория и практика психосоциального развития: личность, группа, общество: монография. М.: Издательство РГСУ.
5. Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ.
6. Качанов Ю.Л. (2003). Проблема ситуативной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Психология Самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: Бахрах-М.
7. Кириллина Н.В. (2017). Символический обмен как системная характеристика коммуникативных практик // Поведенческая экономика современности и формирование рынков будущего. Материалы VII международной социологической Грушинской конференции 15-16 марта 2017 г. С. 1701-1703.
8. Коковина Н.З. (2013). Роль культурной традиции в национальной идентификации личности // Известия Регионального финансово-экономического института [эл. журнал]: https://science.rfei.ru/ru/2013/3/41.html.
9. Курбанова З.А. (2014). Роль социальных сетей в современном социуме // Sci Article [эл. журнал]: http://sci-article.ru/stat.php?i=1416403572.
10. Лещенко А.М. (2011). Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск.
11. Лучинкина А.И. (2014). Модель интернет-социализации личности // Sci Article [эл. журнал]: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460.
12. Макеев С.Н., Макеев А.Н. (2015a). Социальная сеть как инструмент общения расширенной реальности // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: вопр. теории и практики. № 7 (57) Ч. 1. С. 95-97.
13. Макеев С.Н., Макеев А.Н. (2015b). Проблемы идентификации личности в социальных сетях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 8 (58): в 3-х ч. Ч. III. C. 127-129.
14. Макеев С.Н. (2017). Феномен социального общения в пространстве расширенной объективно-виртуальной реальности. Автореферат … дис. канд. филос. н. [режим доступа]: https://search.rsl.ru/ru/record/01006656395.
15. Мартынов К.К. (2014). Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией // Логос. №4 (100). С. 73-87.
16. Сенченко Н.А. (2016). Специфика влияния сетевой культуры на процесс идентификации личности // Culture and Civilization. №1. С. 128-137.
17. Тишков В.А. (2011). Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. №2 (31). С. 4-16.
18. Успенская О.А. (2016). Изучение механизма индентификации личности в психологической науке // Новая наука: современное состояние и пути развития. № 3-2. С.72-76.
19. Флоренский П. (2012). Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический Проект.
20. Фрейд З. (2010). Психология масс и анализ человеческого «я» / ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Радионовой. СПб.
21. Фромм Э. (1988). Пути из больного общества. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс.
22. Хабермас Ю. (2016). Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества (Strukturwandel der ffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der b rgerlichen Gesellschaft). М.: Весь Мир.
23. Чекрыгина Т.А. (2014). Смыслообразующая функция социальной идентификации личности // Гуманитарные и социальные науки. №2. С. 334-337.
24. Suler J. (1996). The Psychology of Cyberspace [el. source]: https://www.researchgate.net/publication/37366481_The_Psychology_of_Cyberspace.
Рецензия
Для цитирования:
Старцев А.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. Идентичность и идентификация личности в социальных сетях. Коммуникология. 2018;6(4):76-87. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-76-87
For citation:
Startsev A.A., Grishanin N.V., Kirillina N.V. Identity and Identification in Social Networks. Communicology. 2018;6(4):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-4-76-87