Возможности цифровизаци и музеев как социокультурного феномена
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-95-104
Аннотация
я.В статье рассматривается процесс цифровизации российских музеев как важный государственный проект. Анализируются подходы к определению термина «цифровизация» в отечественной социологии. Изучается уровень влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на скорость цифровизации музеев. Рассмотрены промежуточные итоги реализации национального проекта «Культура», в рамках которого решается проблема цифровизации инфраструктуры культурной сферы. Отдельно исследуется опыт процесса цифровизации на примере отечественных музеев. В качестве удачно реализованных примеров, способствовавших совершенствованию процесса цифровой коммуникации, анализируются процессы оцифровки музейных экспозиций, внедрения механизмов виртуальной реальности, аудиогидов (их аналогов в виде QR-кодов), онлайн-мероприятий. Менее востребованными в музеях остаются проекты «живых» картин, отдельных мобильных приложений, активных социальных сетей. На основании этих технологий делается вывод о многоаспектности деятельности музеев, которые перестают быть просто местом хранения экспонатов, представляющих историческую и культурную ценность. Автор приходит к выводу о том, что современные общественные запросы делают вопрос цифровизации музеев актуальным в контексте коммуникационного взаимодействия в социуме. В России имеются удачные примеры реализованных кейсов «цифровых» музеев, однако требуется дальнейшее продолжение данной работы, поскольку многие музеи осуществили сою цифровизацию частично.
Об авторе
А. М. ЧайковскаяРоссия
Чайковская Анна Маркияновна – студент кафедры социологии факультета международной журналистики
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 76.
Список литературы
1. Артюшина Е.О. (2019). Цифровая трансформация музеев. Лучшие мировые практики // E-Scio. № 5 (32). С. 600-608.
2. Будагян Р.Р. (2021). Тенденции применения цифровых технологий в пространстве современного музея // Сфера культуры. № 1 (3). С. 61-68.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. (2018). «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. № 3. С. 25-36.
4. Горелов О.И., Горелова С.И., Третьяков А.Л. (2020). Развитие музея в цифровом пространстве: постановка проблемы // Мир образования. № 1 (77). С. 112-121.
5. Иванова Е.Л. «Цифровизация» в деятельности современных музеев // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. С.121-128.
6. Коровникова Н.А. (2021). Цифровой музей: особенности и перспективы развития // Социальные новации и социальные науки. № 1 (3). С. 145-154.
7. Кубасова Т.С. (2020). Цифровизация музея до пандемии и после // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы IV Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. С. 148-153.
8. Кузьменко Е.А., Моторина В.А. (2021). Виртуальные музеи: проблема цифровизации культурного пространства // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 169-179.
9. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. (2018). Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. № 8. С. 107-113.
10. Фомичева Т.В., Катаева В.И. (2019). Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. № 2. С. 80-84.
11. Шестак Я.М. (2019). Цифровизация художественного музея: хаб-концепция // Идеи и идеалы. № 4. С. 382-403.
12. Brzezinski Z. (1970). Between two ages. America’s Role in the Technetronic Era. NY.
13. Castells M. (2010). Museums in the Information Era: Cultural Connectors of Time and Space. In: Museums in a Digital Age. R. Parry (ed.). London: Routledge.
14. Eid H. (2019). Digit al social innovations and the evolving role of digital technologies in museums.мIn: Museums and the Internet Conference. №. 1. P. 1-18.
15. Giddens A., Sutton P.W. (2014). Essential concepts in sociology. Cambridge.
16. Shi P., Feng Y. (2020). Thoughts on Some Problems in the Digitalization Construction of Museums. In: Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 3rd International Conference on Economy, Management and Entrepreneurship. No. 150. P. 559-562.
Рецензия
Для цитирования:
Чайковская А.М. Возможности цифровизаци и музеев как социокультурного феномена. Коммуникология. 2022;10(2):95-104. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-95-104
For citation:
Chaikovskaya A.M. Digitalization of museums as a socio-cultural phenomenon. Communicology. 2022;10(2):95-104. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-95-104