Новые коммуникационные тренды в образовании: цифровые технологии и искусственный интеллект
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-67-86
Аннотация
В статье рассматриваются новые коммуникационные тренды в образовании, раскрываются тенденции в медийной сфере, в частности, новые скорости передачи данных, использование искусственного интеллекта, цифровая революция в образовательных форматах. Авторы отмечают, что инновационные технологии играют важную роль в развитии культуры обучения и открывают новые возможности профессионального совершенствования. Они способны повысить эффективность образовательного процесса, предлагают гибкость методов получения знаний, раскрывают по-новому потенциал и социальную роль педагога, действующего в новой образовательной парадигме. Цифровизация образовательного процесса, включение в работу по освоению знаний виртуальных технологий и искусственного интеллекта, разработка собственного уникального программного обеспечения превращаются в новую образовательную индустрию, становятся фактором, эффективно влияющим на глубину освоения знаний и определяющим динамику развития современных продвинутых университетов и ed-tech-компаний. Рассматриваются ключевые коммуникационные тренды и сценарии развития образования с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта в обозримой перспективе. Наступившая новая реальность и новое осмысление происходящих у нас на глазах перемен являются предметом универсального социокультурного исследования с участием ученых России, Казахстана и международной исследовательской компании «Ипсос Комкон».
Ключевые слова
Об авторах
Ф. И. ШарковРоссия
Шарков Феликс Изосимович – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии МГИМО; заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации
119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
В. Т. Абишева
Казахстан
Абишева ВераТукеновна–доктор филологических наук, профессор
Караганда
М. А. Лучина
Россия
Лучина Марина Александровна – руководитель направления регулярных и синдикативных исследований
г. Москва
В. А. Потапчук
Россия
Потапчук Владимир Адамович – кандидат философских наук, доцент
г. Москва
Ж. С. Рамазанова
Казахстан
Рамазанова Жанар Сембековна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики
Караганда
Список литературы
1. Амиров Р.А., Билалова У.М. (2020). Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. №3. С. 80-88.
2. Коровникова Н.А. (2021). Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. ИНИОН РАН. № 2. С. 98-113.
3. Потапчук В.А., ред. (2014). Образование в современном обществе как фактор социальных трансформаций М.: МАБИУ.
4. Потапчук В.А. (2022). Влияют ли информационный Hi-Tech и цифровые технологии на коммуникативный статус личности в условиях самоизоляции и массовых ограничений? // ХХVI международная научная конференция «Сорокинские чтения»: Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды, 21 февраля 2022 года. Москва: Социологический факультет МГУ.
5. Садыкова А.Р., Левченко И.В. (2020). Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. Т. 17. №3. С. 201-209.
6. Судакова Д. (2022). Искусственный интеллект в образовании: пять способов улучшить учебный процесс // Let Al be media. Лайфстайл. Наука [эл. ресурс]: https://letaibe.media/articles/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-pyat-sposobov-uluchshit-uchebnyj-proczess/ (дата доступа 01.05.2022).
7. Шарков Ф.И., Потапчук В.А. (2021). Жизнь в формате онлайн // Коммуникология. Т. 9. № 2. C. 156-168.
8. Шилина М.Г. (2012). Текстогенная трансформация инфосферы. М.: НИУ ВШЭ.
9. Artificial intelligence in education. 7-8 декабря, 2021// Unesco.org [эл.ресурс]: // https://en.unesco.org/artificial-intelligence/education
10. Cheng E., Koul R., Wang T., Yu Х. (2022). Artificial Intelligence in Education: Emerging Technologies, Models and Applications. In: Proceedings of 2021 2nd International Conference on Artificial Intelligence in Education Technology Conference proceedings, 2022 [access mode]: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-16-7527-0.
11. Goncharova N., Zaitseva E. (2020). Responses of Russian Universities to the Challenges of Covid-19 Pandemic. In: European Conference on e-Learning. Academic Conferences International Limited. Р. 221-225. DOI:10.34190/EEL.20.140.
12. Mobile World Congress (MWC) 2021 – всемирный мобильный конгресс [access mode]: https://expomap.ru/expo/mobile-world-congress-mwc-2021/1.
13. Report of the International Forum on AI and Education: Ensuring AI as a Common Good to Transform Education, 7-8 December 2021, UNESCO, 2022.
14. Van der Vlies R. (2020). Digital strategies in education across OECD countries: Exploring education policies on digital technologies. In: OECD Education Working Papers, No. 226, OECD Publishing, Paris. DOI: 10.1787/33dd4c26-en.
15. Vincent-Lancrin S. (2022). Smart Education Technology: How it might transform Teaching (and Learning). New England Journal of Public Policy. Vol. 34. Boston.
Рецензия
Для цитирования:
Шарков Ф.И., Абишева В.Т., Лучина М.А., Потапчук В.А., Рамазанова Ж.С. Новые коммуникационные тренды в образовании: цифровые технологии и искусственный интеллект. Коммуникология. 2022;10(3):67-86. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-67-86
For citation:
Sharkov F.I., Abisheva V.T., Luchina M.A., Potapchuk V.A., Ramazanova Zh.S. New Communication Trends in Education: digital technologies and artificial intelligence. Communicology. 2022;10(3):67-86. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-67-86