Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Роль экранных технологий в формировании новой культуры эмоций и чувств

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-116-122

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу явлений постсовременной культуры, подтверждающих справедливость концепции «общества переживаний». Описываются процессы повышения значимости и ценности аффективного во всех сферах культуры, а также результаты этих процессов. Обсуждается гипотеза парадокса соединения индивидуальной ангедонии и повышенной степени общественной и текстуальной эмоциональности. Автор интерпретирует тезисы, высказываемые современными социологами и философами Г. Шульце, А. Реквицем, Е. Иллуз, П.Я. Аронсон. Статья основана на философско-антропологическом исследовании эмоций, которые имеют дело с ощущениями и современными практиками поведенческого, текстуального, эстетического оформления аффектов. В отличие от распространенной концепции детерминирования эмоционализации культуры исключительно экономическими факторами автор статьи расширяет перечень причин и условий выхода эмоций в эпицентр социально-культурных процессов. В качестве вывода утверждается произошедшая под влиянием экспансии экранных технологий трансформация эмоциональных стилей в культуре; современность как эпоха «эмоционализации» и «психологизации».

Об авторе

Ю. В. Лобанова
Московский политехнический университет
Россия

Лобанова Юлия Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины»

107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38. 



Список литературы

1. Аронсон П.Я. (2020). Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами наших чувств. М.: Individuum.

2. Афанасов Н.Б. (2022). Любовь. Эмоциональный капитализм – крафтовая экономика? // Galactica Media: Journal of Media Studies. Т. 4. № 2. С. 183-194.

3. Инишев И.Н. (2020). Распределённая образность: имагинативные практики современной культуры // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. Вып. 1 (23). С. 31-46.

4. Очеретяный К.А. (2021). Интерфейс: дисциплинарное пространство или территория возможностей? // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: труды III Всероссийской научной конференции, Нижний Новгород, 26–28 ноября 2021 года / Русское общество истории и философии науки. Москва: Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки». С. 218-222.

5. Романенко Ю.М. (2003). Шоуизация // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя.

6. Саенко Н.Р., Щеглов И.В. (2012). Процедуры “вживления” экрана в бытие современного человека // Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 4 (33). С. 275-282.

7. Аронсон П., Будрайтис И., Великодворская Е. и др. (2021). Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / под ред. П. Аронсон. М.: Individuum, 2021.

8. Щеглова Л.В. (2003). Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. № 2 (03). С. 3-9.

9. Debord G. (1969). La societе du spectacle. Gallimard. Paris.

10. Illouz E. (2012). Why Love hurts: a sociological explanation. Cambridge: Polity Press.

11. Reckwitz A. (2017). Die Gesellschaft der Singularitäten. Zum Strukturwandel der Moderne. Suhrkamp, Berlin.

12. Schulze G. (2005). Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Campus Verlag, Frankfurt/New York.


Рецензия

Для цитирования:


Лобанова Ю.В. Роль экранных технологий в формировании новой культуры эмоций и чувств. Коммуникология. 2022;10(3):116-122. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-116-122

For citation:


Lobanova Y.V. The Role of Screen Technologies In the Formation of a New Culture of Emotions and Feelings. Communicology. 2022;10(3):116-122. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-116-122

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)