Развитие туристического потенциала Большого Сочи: коммуникативный аспект
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-147-165
Аннотация
Объектом исследования явился рекреационно-туристский комплекс города Сочи, а предметом исследования – инструменты развития рекреационно-туристического потенциала этого города. На основе анализа статистики, аналитических материалов научно-исследовательских организаций и показателей туристических рейтинговпредставленпереченьиснтрументовразвитиятуристическойпривлекательности Сочи и Краснодарского края. Выявлено, что ключевыми инструментами развития туристической привлекательности Сочи пока остаются финансовые и инвестиционные инструменты при низкой вовлеченности населения и местного бизнеса, а также, до недавнего времени, незначительной информационной поддержке существующих федеральных, муниципальных программ и инициатив. Если в последние 10 лет финансовые показатели развития города-курорта оставались на достаточно высоком уровне и показывали положительную динамику в связи с популярностью олимпийских игр, а в последствии – в связи с сокращением возможностей заграничного отдыха для российских туристов в связи с пандемией и санкционными ограничениями, то в перспективе развитие туристической привлекательности и собственно идентичности региона, как и разработка внятных программ продвижения его конкурентных преимуществ, представляется очевидной необходимостью – во всяком случае, если рассматривать потенциал территории как совокупность всех имеющихся ресурсов и средств их активизации, включая адекватный возможностям и преимуществам региона узнаваемый бренд и инструменты продвижения конкурентных преимуществ Большого Сочи для внутренней и внешней аудитории. Учитывая, что город исторически является символом летнего отдыха и санаторно-курортного лечения, а также поистине уникальные природные ресурсы и уровень развития инфраструктуры, такой подход кажется рациональным, а с учетом проведенного авторами анализа методологической базы и международной практики – обоснованным.
Об авторах
Н. В. КириллинаРоссия
Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, заместитель главного редактора – выпускающий редактор международного научного журнала «Коммуникология», доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС
г. Москва
В. Г. Торосян
Россия
Торосян Владимир Гагикович – кандидат экономических наук, заместитель генерального директора ООО «Гамма», депутат Городского Собрания Сочи
354000, Россия, г. Сочи, Курортный проспект, 37
Список литературы
1. Автономова С.А., Багновская Н.М., Веселов С.В. и др. (2017). Бренд-коммуникации: учебное пособие. Том. 2. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова.
2. Блашенкова В. (2011). Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в России. Москва: ЛитРес Самиздат.
3. Васина В.А. (2019). Брендинг территорий // Научный журнал. № 10 (44). С. 32-35.
4. Гавра Д.П. (2016). Информационная логистика в коммуникациях региона: территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики.№1. C. 113-118.
5. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. (2013). Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. школа журналистики и массовых коммуникаций.
6. Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. (2018). Развитие водного туризма Эстонии как инструмент формирования территориального бренда (историко-культурный, лингвистический и географический компоненты) // Коммуникология. Т. 6. № 5. С. 70-81.
7. Гришанин Н.В., Луценко Ю.В. (2013). Модели формирования городского бренда // Современные проблемы науки и образования. № 3 [режим доступа]: http://www.scienceeducation.
8. Концепция устойчивого развития города Сочи до 2030 года с учетом использования соревновательных и несоревновательных олимпийских объектов и объектов инфраструктуры после проведения игр 2014 года в г. Сочи, включающую источники и объемы финансирования предусмотренных ею мероприятий (2013) [режим доступа]: https://sochi.ru/upload/iblock/aaa/aaa984be6c24cb8caecc072fb8f3dbc4.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
9. Котлер Ф., Хайдер Д., Рейн И. (2005). Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. М.: Стокгольмская школа экономики.
10. Левочкина Н.А. (2012). Туристические бренды территории: структура и особенности // Российское предпринимательство. № 20. С. 152-158.
11. Левочкина Н.А. 2010). Региональные туристические бренды России как инструмент глобализации социально-экономических процессов // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2-3 декабря 2010 г. Омск: Издательство ОИ РГТЭУ. С. 426-428.
12. Максимов Д.В., ред. (2016). Статистика и динамика развития туристскорекреационной системы региона: Краснодарский край: Монография / коллектив авторов; под ред. Д.В. Максимова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т; Просвещение-Юг.
13. Овчарова А.А. (2008). Механизм формирования региональных брендов. М.: Дашков и Ко.
14. Панкрухин А.П. (2006). Маркетинг территорий. 2-е изд. СПб.: Питер.
15. Рудая Е. (2006). Основы бренд-менеджмента. М.: Аспект Пресс.
16. Чернякина А.О. (2012). Брендинг туристской территории: ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного подхода развития туризма // Вестник ТГПУ. №12 (127). С. 47-52.
17. Anholt S. (2008). Place branding: Is it marketing, or isn’t it? Place branding and public diplomacy. Vol. 4. № 1. P. 1-6.
18. Anholt S. (2010). Places: identity, image and reputation. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
19. Cai L., Gartner W.C., Munar A.M., ed. (2009). Tourism branding: Communities in action. Emerald Group Publishing.
20. Hudson S., Ritchie B. (2009). Branding a memorable destination experience. The case of ‘Brand Canada’ (case study). International Journal of Tourism Research. Vol.11, No.2. P. 217-228.
21. Kotler P. (2002). Marketing places. Simon and Schuster.
22. McDonald M. (1999). Marketing Plans – How to Prepare Them, How to Use Them. Oxford, Butterworth Heinemann.
23. Morgan N., Pritchard A., Pride R. (eds.) (2002). Destination Branding: Creating the Unique Destination Proposition. Oxford, UK, Butterworth Heinemann.
24. Olins W. (2017). The new guide to identity: How to create and sustain change through managing identity. Routledge. P. 190-213.
25. Pike A. (2009). Brand and Branding Geographies. Geography Compass. Vol. 3. Issue 1. P. 190-213.
26. Pike A. (2015). Territorial Development. In: Origination: The Geographies of Brands and Branding. Ch.7. P. 171-193. Wiley Blackwell.
27. Porter M.E. (1997). Competitive strategy. Measuring business excellence. Vol. 1, No. 2. P. 12-17.
28. Ritchie J.R.B., Ritchie J.R.R. (1998). The branding of tourism destinations. In: Annual Congress of the International Association of Scientific Experts in Tourism, Marrakech, Morocco. P. 1-31.
29. Saarinen J. (2014). Tourism and Tourists in Nature, National Parks, and Wilderness. In: Lew A., Hall M., Williams A.P., eds. The Wiley Blackwell Companion to Tourism. Ch. 40. P. 500-512.
Рецензия
Для цитирования:
Кириллина Н.В., Торосян В.Г. Развитие туристического потенциала Большого Сочи: коммуникативный аспект. Коммуникология. 2022;10(3):147-164. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-147-165
For citation:
Kirillina N.V., Torosyan V.G. Development of the Tourist Value of Greater Sochi: communicative aspect. Communicology. 2022;10(3):147-164. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-147-165