Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22
Аннотация
Масштабное внедрение компьютеров в профессиональную и повседневную
деятельность человека, формирование глобальной компьютерной сети Интернет иформирование единого сетевого пространства легли в основу современной системы социальной коммуникации. Но длительный период их развития не привёл к формированию однозначного понятия, обозначающего феномен медиа на основе сети Интернет, а также формируемую ими социально-сетевую среду коммуникации и пространство циркуляции информации. Авторами анализируется четыре понятия, используемых для отображения феномена медиа: (1) информационно-коммуникационная среда; (2) социально-сетевое пространство; (3) медиапространство; (4) пространство публичных коммуникаций. Анализ показывает, что каждое из этих понятий акцентирует внимание на конкретном аспекте коммуникаций современного общества. Информационно-коммуникационная среда является слабоструктурированной совокупностью компьютеров и информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих организовать взаимодействий акторов для скоординированной деятельности по передаче, хранению, переработке информации. Социально-сетевое пространство – это ризома из социальных медиа, которые предоставляют пользователям возможность организовывать онлайн коммуникацию и производить пользовательский контент. Медиапространство представляет собой сложную конфигурацию социальных медиа, имеющих отношение к производству и потреблению массовой информации в социально-сетевом пространстве. Пространство публичных коммуникаций есть совокупность социальных медиа, направленных на актуализацию общественно значимых проблем и их обсуждение в социально-сетевом пространстве.
Об авторах
В. В. ЗотовРоссия
Зотов Виталий Владимирович – доктор социологических наук, профессор, профессор учебно-научного центра гуманитарных и социальных
наук
Москва
И. Н. Васильева
Россия
Васильева Ирина Николаевна – кандидат социологических наук, заместитель начальника кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений
Москва
А. А. Кривоухов
Россия
Кривоухов Анатолий Анатольевич – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук
Курск
Список литературы
1. Бузин В.Н. (2012а). Медиапространство в структуре социального пространства // Социум и власть. № 2 (34). С. 9-13.
2. Бузин В.Н. (2012b). Социальное управление российским медиапространством: системнодеятельностный подход. М.: Юнити.
3. Зотов В.В. (2007). Становление информационно-коммуникативной среды современного общества: социологический анализ институциональных трансформаций (монография). Курск: Курск. гос. техн. ун-т.
4. Зотов В.В., Губанов А.В. (2019). Формирование пространства публичных коммуникаций субъекта РФ в условиях превалирования социальных медиа // Общество: социология, психология, педагогика. № 3 (59). С. 57-61. DOI 10.24158/spp.2019.3.8.
5. Зотов В.В., Лысенко В.А. (2011). Структурно-функциональная организация информационнокоммуникационной среды современного общества // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 91-93.
6. Зубанова Л.Б. (2008). Современное медиапространство: подходы к пониманию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 2 (14). С. 6-17.
7. Маклюэн М. (2003). Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: Канон-пресс-Ц; Кучково поле.
8. Шарков Ф.И. (2019). Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. Т. 7. № 4. С. 32-40. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-32-40.
9. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. DOI 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566.
10. Юдина Е.Н. (2005). Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей.
11. Appadurai A. (1990). Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy. Theory, Culture & Society. Vol. 7. P. 295-310. DOI 10.1177/026327690007002017.
12. Faccioli F. (2008). Comunicazione pubblica e cultura del servizio: Modelli, attori, percorsi. Roma: Carocci.
13. Mancini P. (2001). Manuale di comunicazione pubblica. Roma; Bari.
14. Morris M., Ogan С. (1996). The Internet as a Mass Medium. Journal of Communication. Vol. 46, No. 1. Р. 39-50.
15. Boyd D.M., Ellison N.B. (2007). Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 13, No. 1. P. 210-230. DOI 10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x.
16. Sunden J. (2003). Material virtualities: approaching online textual embodiment. New York: Peter Lang.
Рецензия
Для цитирования:
Зотов В.В., Васильева И.Н., Кривоухов А.А. Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа. Коммуникология. 2022;10(4):13-22. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22
For citation:
Zotov V.V., Vasilyeva I.N., Krivoukhov A.A. Social and network interaction on the Internet: to the definition of the media phenomenon. Communicology. 2022;10(4):13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22