Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Дихотомия личного и общественного в виртуальных сообществах

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33

Полный текст:

Аннотация

Рукопись посвящена изучению характеристик сетевых сообществ в виртуальном пространстве. Основу материала составляет обзор научных источников, посвященных собственно социальным взаимодействиям внутри сообществ – онлайн и офлайн. Определены их ключевые характеристики, сходства и различия между ними. Проведенный анализ источников позволяет предположить, что сетевые и реальные  сообщества во многом схожи по своим признакам, и что виртуальные сообщества как самоорганизующиеся сети интерактивного взаимодействия, как и реальные социальные общности, формируются на основе общих интересов и целей их участников. При этом реальные и виртуальные сообщества находятся в одном социальном пространстве, виртуальные сообщества принимают некоторые характеристики традиционных, и наоборот. Возможность дополнения или замещения пространственных связей в реальных сообществах виртуальным взаимодействием формирует так называемые конвергентные сообщества. Как и виртуальные, они характеризуются высокой эмоциональной вовлеченностью членов сообщества в коммуникативный процесс, но утрачивают часть традиционно присущих сообществам свойств, обусловленных единой территорией, историей, культурой и обладают высоким потенциалом к формированию измененной, вириальной среды взаимодействия.

Об авторах

Ф. И. Шарков
Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

 Шарков Феликс Изосимович – доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры социологии, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики



Н. В. Кириллина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

 Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики 

 Москва 



Список литературы

1. Asmolov A.G. (2009). From We-Media to I-Media: Transformations of Identity in the Virtual World. Issues of Psychology. No. 3. P. 3-15 (In Rus.).

2. Baudrillard J. (1981). Simulacres et simulations. Collection Débats. Galilée. Paris.

3. Bell M. (2008). Toward a Definition of «Virtual Worlds». In: Journal of Virtual Worlds Research, 1(1), 1-5. Retrieved May 10, 2021 from: https://journals.tdl.org/jvwr/index.php/jvwr/article/viewFile/283/237

4. Biocca F., Levy M. (1995). Virtual reality as a communication system. In F. Biocca & M. Levy (Eds.), LEA’s communication series. Communication in the age of virtual reality (p. 15–31). Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

5. Boccia Artieri G. (2012). Stati di connessione. Pubblici, cittadini e consumatori nella (social) network society. Milano: FrancoAngeli.

6. Boccia Artieri G., García-Bilbao P., La Rocca G. (2021). Rethinking affective polarization and sharing of emotions in digital platform ecosystems. Theories and research practices, International Review of Sociology. Vol. 31. No. 2. P. 223-230.

7. Budka P., Kremser M. (2004). CyberAnthropology – The anthropology of cyberculture. In: S. Khittel, B. Plankensteiner, M. Six-Hohenbalken (eds.) Contemporary Issues in Socio-cultural Anthropology: Perspectives and Research Activities from Austria. Wien: Löcker. P. 213-226.

8. Durkheim E. (1990). On the division of social labor. Method of sociology (transl.). M.: Nauka (In Rus.).

9. Elias N. (2001). Society of individuals (transl. A. Ivanchenko, A. Antonovsky, A. Kruglov; ed. M. Khorkova). M.: Praxis (In Rus.).

10. Giddens A. (1991). Modernity and Self-Identity. Self and society in the late modern age. Stanford University Press.

11. Giddens E. (2005). The Structure of Society: An Essay on the Theory of Structuration (transl.), 2nd ed. M.: Academic project (In Rus.).

12. Giles H., Lynn H., West R. (2010). Communication Accommodation Theory. Introducing Communication Theory: Analysis and Application (4th ed.). New York, NY: McGraw-Hill.

13. Gosling S., Augustine A., Vazire S., Holtzman N., Gaddis S. (2011). Manifestations of Personality in Online Social Networks: Self-Reported Facebook-Related Behaviors and Observable Profile Information. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. Vol. 14. Issue 9. P. 483-488. DOI 10.1089/cyber.2010.0087.

14. Granovetter M.S. (1973). The strength of weak ties. A network theory resisted. In: P.V. Marsden, N. Lin (eds.) Social structure and network analysis. P. 97-116. Beverly Hill CA: Sage.

15. Jacobs J. (2019). The Death and Life of Great American Cities (transl.) M.: Novoe Izdatelstvo (In Rus.).

16. Jenkins H. (2008) Convergence Culture: Where Old and New Media Collide.

17. Kaplan A., Haenlein M. (2009). The fairyland of Second Life: About virtual social worlds and how to use them. Business Horizons.

18. Kirillina N.V. (2022). Fragmentation of Media Audience: from global village to global theater. Communicology. Vol. 10. No. 2. P. 170-179 (In Rus.).

19. Krasnopolskaya I.I., Solodova G.S. (2012). Perception of a stranger by a group in the sociology of G. Simmel. Sociological journal. No. 4. P. 24-35 (In Rus.).

20. Levi-Strauss K. (2001). Structural anthropology (transl. V.V. Ivanov). Moscow: EKSMO-Press (In Rus.).

21. Levy P. (2008). Becoming Virtual. New York: Plenum Press.

22. Markham A. (2004). Representation in online ethnographies: A matter of context sensitivity. In: Chen S., G. Hall and M. Johns (eds.). Online Social Research: Methods, Issues, and Ethics. P. 131-145. New York: Peter Lang Publishers.

23. Sennett R. (2002). The fall of the public man (transl.). M.: Logos. P. 1701-1703 (In Rus.).

24. Sennett R. (2003). Respect: The Formation of Character in a World of Inequality. Penguin UK.

25. Sharkov F.I., Kirillina N.V. (2021). Convergence of real and virtual communities in the digital space: a sociological review. Sociological journal. Vol. 21. No. 3. P. 229-249 (In Rus.).

26. Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Viloation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No. 4. P. 765-775.

27. Simmel G. (2008). Excursus about a stranger (transl. A.F. Filippova). In: Sociological theory: history, modernity, prospects. St. Petersburg: Vladimir Dal. P. 7-13 (In Rus.).

28. Simmel G. (2018). The Metropolis and the mental life (transl.). Moscow: Strelka (In Rus.).

29. Smith M., Kollock P., eds. (1999). Communities in cyberspace. London: Routledge.

30. Startsev A. A., Grishanin N. V., Kirillina N. V. (2018). Identity and identification of a person in social networks. Communicology. Vol. 6. No. 4. P. 76-87 (In Rus.).

31. Rheingold H. (2000). The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Rev. ed. MIT Press.

32. Tönnies F. (1998). Community and society (transl. A.N. Malinkin). Sociological journal. No. 3-4. P. 206-229 (In Rus.).

33. Vakhstein V.*1*(2013). Community Formula. Postnauka [el. source]: https://postnauka.ru/longreads/13650 (In Rus.).

34. Weber M. (1990). Selected works (transl. from German, ed. Y.N. Davydov, foreword. P.P. Gaidenko. M.: Progress (In Rus.).

35. Wellman D., Gulia M. (1999). Net surfers don’t ride alone: Virtual communities as communities. In: M. Smith & P. Kollock (eds.) Communities in cyberspace. London: Routledge. P. 167-194.


Рецензия

Для цитирования:


Шарков Ф.И., Кириллина Н.В. Дихотомия личного и общественного в виртуальных сообществах. Коммуникология. 2022;10(4):23-33. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33

For citation:


Sharkov F.I., Kirillina N.V. Dichotomy of the Personal and the Public in Virtual Communities. Communicology. 2022;10(4):23-33. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)