Социальная эффективность малого и среднего бизнеса: коммуникативный аспект
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-120-129
Аннотация
Авторами предложен актуальный в контексте текущих рисков предпринимательской деятельности подход к оценке социальной эффективности предприятий малого и среднего бизнеса. В статье дана авторская интерпретация понятия социальной эффективности бизнеса, отдельная роль отведена изучению корпоративной социальной ответственности как элементу социальной эффективности. Рассмотрены ключевые риски предпринимательской деятельности, влияющие на социальную эффективность, а также описана взаимосвязь подобных рисков и коммуникации с различными факторами. В заключительной части работы авторами приведены результаты исследования (опроса руководителей предприятий, N=412), посвященного анализу взаимосвязи между социальной эффективностью малого и среднего бизнеса и коммуникацией с ключевыми аудиториями. Установлено, что руководители предприятий осознают влияние социальной эффективности на прибыльность предприятия в долгосрочной перспективе. Выявлено, что реализация показателей социальной эффективности увязывается руководством предприятий с коммуникацией c другими организациями и с кадрами, значительная часть респондентов также отметила значение коммуникации с потребителями. Коммуникации выступают одной из детерминант, обуславливающих повышение социальной эффективности бизнеса.
Об авторах
Т. Н. КаменеваРоссия
Каменева Татьяна Николаевна – доктор социологических наук, доцент, профессор Департамента социологии
125167, Москва, Ленинградский пр-т, 49/2
Н. В. Кубикова
Россия
Кубикова Наталья Владимировна – соискатель Департамента социологии, директор
125167, Москва, Ленинградский пр-т, 49/2
Список литературы
1. Адаменко А.А., Петров Д.В., Маркелов В.В. (2020). Классификация факторов риска предпринимательской деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. № 2 (28). С. 10-15.
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Сычугов А.А. (2018). Управление проектами и принятие решений: эффективность, надежность, качество, безопасность, риски // Вопросы управления. № 1. С. 192-201.
3. Буньковский Д.В. (2019). Инструменты управления предпринимательскими рисками // Вопросы управления. № 1 (37). С. 65-76.
4. Винокур И.Р. (2019). Методика анализа и управления рисками //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 3. С. 93-108.
5. Гагаринова Н.В., Лисуненко К.Э., Цораева Э.Н. (2019). Малое и среднее предпринимательство в экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. № 2. С. 167-171.
6. Горьковая О.П., Петров А.В. (2019). Социально ответственный бизнес и реализация целей устойчивого развития в России как возможность снижения комплаенс-рисков // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 1 (50). С. 32-37.
7. Костин К.Б., Кожухина К.А. (2019). Проблемы совершенствования управления рисками в предпринимательской деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». № 1. С. 171-180.
8. Мусаева Л.И., Алтынбаева Л. Е. (2020). Риски предпринимательской деятельности // Вопросы устойчивого развития общества. № 7. С. 141-145.
9. Поярков А.Н., Лапшов Д.А., Стефановский Д.В. (2021). Повышение экономической эффективности управления бизнес-процессами компании с использованием инструментов гиперавтоматизации // Новая наука: новые вызовы. С. 200-204.
10. Рогожин Д.В. (2020). Преимущества и риски внедрения концепции КСО в России //Управление человеческими ресурсами–основа развития. С. 147-152.
11. Семенихина А.В., Бруева Т.А. (2020). Формирование бизнес-модели организации как эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития предприятия // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов. С. 155-161.
12. Хорева Л.В. (2019). Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность: новые акценты // Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт. С. 175-183.
13. Berezin A., Sergi B.S., Gorodnova N. (2018). Efficiency assessment of public-private partnership (PPP) projects: The case of Russia. Sustainability. Vol. 10. № 10. P. 3713-3721.
14. Cao H., Wang L.F.S. Social efficiency of entry in a vertically related industry revisited. Economics Letters. Vol. 192. P. 109-200.
15. Chepulyanis A.V., Vlasova I.E. (2022). Assessment of Economic Efficiency by Life Cycle Stages. In: International Scientific and Practical Conference “Sustainable development of environment after Covid-19” (DEC 2021). Atlantis Press. P. 299-308.
16. Grzeszczyk T.A., Pełszyński J. (2020). Towards a conceptualization of a social efficiency.
Рецензия
Для цитирования:
Каменева Т.Н., Кубикова Н.В. Социальная эффективность малого и среднего бизнеса: коммуникативный аспект. Коммуникология. 2022;10(4):120-129. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-120-129
For citation:
Kameneva T.N., Kubikova N.V. Social efficiency of small and medium business: communication aspect. Communicology. 2022;10(4):120-129. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-120-129