Место интернет-коммуникации в практике информационного противоборства
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-28-39
Аннотация
В статье представлен авторский анализ исторических и современных подходов к определению понятия «информационные войны» и к инструментарию их ведения. Исследованные в материале системы классификации были учтены при проведении структурированного контент-анализа кейсов информационных войн в России и за рубежом. В качестве ключевого маркера контент-анализа были выбраны интернет-технологии (цифрового и социального характера), их значение в различных типах информационных войн. Авторами выдвинута и подтверждена гипотеза об интенсификации практики информационных войн в условиях развития интернет-коммуникаций, при этом необходимо отметить, что рожденные в интернет-среде технологии (как цифровые, так и социальные) могут являться как инструментом нападения, так и средством защиты в современной информационной войне.
Об авторах
А. В. ЯблонскихРоссия
Яблонских Андрей Викторович – ка ндидат филол. наук., доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Д. В. Дробышев
Россия
Дробышев Дмитрий Вадимович – начальник управления международного научно-образовательного сотрудничества
105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, 5/1
Д. А. Чаленко
Россия
Чаленко Даниил Анатольевич – аспирант филологического факультета
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Василенко Т. В. Игнатченко П. Д. (2019). Языковые средства в PR-текстах как фактор влияния на целевую аудиторию (на примере корпоративных СМИ) // Социально-гуманитарные знания. № 8. С. 115-122.
2. Володенков С. В. (2016). От информации к коммуникации: коммуникационные технологии в условиях современного пост-информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. № 4. С. 4-13.
3. Коломиец В. П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. М.: Восход-А.
4. Лассуэлл Г. Д. (2021). Техника пропаганды в мировой войне / Пер. с английского В. Г. Николаева; отв. ред. Д. В. Ефременко, вступ. статья Д. В. Ефременко, И. К. Богомолова. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН.
5. Манойло А. В. (2005). Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и безопасность». № 8. С. 73-80.
6. Панарин И. Н. (2009) Информационная война, PR и мировая политика. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия.
7. Сулейманова Ш. С., Назарова Е. А. (2017). Информационные войны: история и современность: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум».
8. Цыганов В. В, Бухарин С. Н. (2007). Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический проект.
9. Чумиков А. Н. (2021).Конфликтные коммуникации в медийном поле // Коммуникология. Том 9. № 2. С. 125-142.
10. Шарков Ф. И. (2015). Генезис социологических школ и теории коммуникации // Коммуникология. Т. 3. № 4. С. 15-30.
11. Conserva H. T. (2003). Propaganda Techniques. 1<sup>st</sup> Books Library.
12. Lasswell H. (1948). The Structure and Function of Communication in Society. In L. Bryson (ed.) The communication of ideas. N. Y. : Harper. P. 37-51.
13. Libicki M. (2007). Conquest in Cyberspace: National Security and Information Warfare. New York: Cambridge University Press.
14. Rogers E. M. (1994). A history of communication study. A biographical approach. N. Y.: Free Press.
15. Rubin A. M., Windhall S. (1986). The uses and dependency model of mass communication. Critical Studies in Mass Communication. Vol. 3. No. 2. P. 184-199.
Рецензия
Для цитирования:
Яблонских А.В., Дробышев Д.В., Чаленко Д.А. Место интернет-коммуникации в практике информационного противоборства. Коммуникология. 2023;11(2):28-39. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-28-39
For citation:
Yablonskikh A.V., Drobyshev D.V., Chalenko D.A. The Place of Internet Communication in Information Warfare. Communicology. 2023;11(2):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-28-39