Влияние информационных технологий на развитие экологической коммуникации
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-91-114
Аннотация
Статья посвящена анализу влияния информационных технологий на трансформацию экологических коммуникаций, а также оценке происходящих социальных изменений. В работе рассмотрены основные этапы технологических, социальных и медийных изменений, развитие публичного дискурса вокруг темы окружающей среды. Автором проведен теоретический анализ работ современных исследователей (Маклюэн, Мансел, Уилсон, McChesney, Neuman, Gil-Garcia, Karlsson, Agin, Hase, Hofman, Grimmer и др.). В исследовательской части на основе анализа сети Телеграмм рассматриваются особенности экологической коммуникации в цифровую эпоху и роль «больших данных» в формировании экологической повестки дня. Проанализировано 46 публичных ТГ-каналов, имеющих отношение к экологии. Отеленное внимание уделяется как содержанию контента, так степени востребованности тех или иных сообщений. Автор отмечает, что политика придает дополнительную публичность информации, поляризованность мнений или конфликт интересов способствуют популярности сообщений, после привлечения необходимого внимания целевой аудитории коммуникации переходят на другой уровень, который носит непубличный характер. В заключении автор приходит к выводы, что в современный период «большие данные» становятся коммуникационным навигатором, позволяющим ориентироваться в огромном потоке информации и событий.
Об авторе
Е. В. ПановаРоссия
Панова Елена Васильевна – кандидат политических наук, руководитель Аппарата Комитета Госдумы России по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, соискатель ученой степени доктора наук
103265, Москва, улица Охотный ряд, 1
Список литературы
1. Букки М., Тренч Б. (2018). Пособие по общественным связям в науке и технологиях. М.: Альпина нон-фикшн.
2. Быков И.А. (2013). Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД». http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1460022652_1434.pdf
3. Володенков С.В. (2016). Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики // Коммуникология. № 4. С. 125-136.
4. Горбачева К.И. (2020). Манипуляции общественным сознанием в экологическом конфликте на Куштау // Власть и элиты. Т. 7. № 1. С. 204-231.
5. Гриффин Э. (2015). Коммуникация: теории и практики / Пер. с англ. А.А. Науменко. Х.: Издво «Гуманитарный Центр».
6. Дугин Е.Я. (2012). Коммуникативная стратегия телевидения в условиях формирования «коммуникативных сообществ» // История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков / Под. ред. Г.А. Шевелева. М.: Аспект Пресс. С. 57- 66.
7. Зинкин Е.А. (2019). Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ [эл. ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/prilozheniyasotsialnye-seti-i-messendzhery-kak-platformy-rasprostraneniya-novostnogo-kontenta-smi/viewer (дата обращения: 26.03.2023).
8. Лабуш Н.С., Пую А.С. (2019). Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб: Изд-во СПбГУ.
9. Маккуэйл Д. (2013). Журналистика и общество. Учебник для журналистов. M.: Медиамир.
10. Олсон М. (1995). Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / Пер. с англ. М.: ФЭИ.
11. Панфилова Е.Е. (2008). Глобальное информационно-экономическое сообщество как объективная среда функционирования промышленной организации XXI века // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. С. 50-55.
12. Пырма Р.В. (2020). Концепции гражданского активизма в цифровом пространстве коммуникаций // Власть. №2. С. 74-81.
13. Яковлев И.П. (2004). Современные теории массовых коммуникаций. СПб.
14. Agin S., Karlsson M. (2021). Mapping the field of climate change communication 1993–2018: Geographically biased, theoretically narrow, and methodologically limited. Environmental Communication. No. 15(4). P. 431-446. https://doi.org/10.1080/17524032.2021.1902363
15. Bagdikian B. (2004). The new media monopoly. Boston, Massachusetts. https://library.uniteddiversity.coop/Media_and_Free_Culture/The_New_Media_Monopoly-Ben_H_Bagdikian.pdf
16. Bennet W.L., Breunig C., Givens T. (2008). Communication and political mobilization: Digital media and the organization of anti-Iraq war demonstrations in the U.S. Political Communication. No. 25(3). P. 269-289.
17. Bennett W.L., Segerberg A. (2012). The logic of connective action. Information, Communication & Society. No. 15(5). P. 739-768.
18. Dispensa J.M., Brulle R. (2003). Media’s social construction of environmental issues: Focus on global warming… The International Journal of Sociology and Social Policy. No. 23 (10).
19. Earl J., Kimport K. (2011). Where have we been and where are we headed? Digitally enabled social change: Activism in the internet age. Cambridge, MA: MIT Press.
20. Fownes J.R., Yu C., Margolin D.B. (2018). Twitter and climate change. Sociology Compass. No. 12(6). https://doi.org/10.1111/soc4.12587
21. Fuhrmann H., Kuhn S. (2020). Parallels between the corona pandemic and climate change. The Current Column German Development Institute 2020 / Deutsches Institut für Entwicklungspolitik (DIE), The Current Column of 1 April 2020 [el. source]: https://www.idos-research.de/en/thecurrent-column/article/parallels-between-the-corona-pandemic-and-climate-change/ (дата обращения: 26.03.2023).
22. Gil-Garcia J.R., Dawes S.S., Pardo T.A. (2018) Digital government and public management research: finding the crossroads. Public Management Review. V. 20 (5). P. 633-646.
23. Grimmer J., Roberts M. E., Stewart B. M. (2021). Machine learning for social science: an agnostic approach. Annual Review of PoliticalScience. No. 24(1). P. 395–419. https://doi.org/10.1146/annurev-polisci-053119-015921
24. Hansen A. (2019). Environment, media and communication. London and New York.
25. Hase V. (2023). Automated Content Analysis. In: F. Oehmer-Pedrazzi, S.H. Kessler, E. Humprecht, K. Sommer, L. Castro (eds.), Standardisierte Inhaltsanalyse in Der Kommunikationswissenschaft– Standardized Content Analysis in Communication Research (p. 23-36). Springer VS. https://doi.org/10.1007/978-3-658-36179-2_3
26. Hase V., Mahl D., Schäfer M.S., Keller, T. R. (2022). Climate change in news media across the globe: An automated analysis of issue attention and themes in climate change coverage in 10 countries (2006–2018). Global Environmental Change. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2021.102353
27. Hase V., Schäfer M.S. (2023). Big data & computational methods: Methodological advances for analyzing mediated environmental communication. In: A. Hansen & R. Cox (eds.),The Routledge handbook of environment and communication, 2nd ed. Routledge.
28. Hestres L.E., Hopke J. (2017). Internet-enabled activism and climate change. Digital Climate Change Activism. August. P. 28 Available at: https://www.researchgate.net/publication/320881154_Internet-enabled_activism_and_climate_change (last accessed: 26.03.2023).
29. Hofman J. M., Watts D. J., Athey S., at al. (2021). Integrating explanation and prediction in computational social science. Nature. No. 595 (7866). P. 181-188. https://doi.org/10.1038/s41586-021-03659-0
30. Karpf D. (2012). The MoveOn effect: The unexpected transformation of American political. New York: Oxford University Press.
31. Katz J.E., Aakhus M.A. (2002). Perpetual Contact: Mobile Communication, Private Talk, Public Performance. Cambridge: Cambridge University Press.
32. Lazer D.M.J., Pentland A., Watts D.J. at al. (2020). Computational social science: Obstacles and opportunities. Science. No. 369 (6507). P. 1060-1062. https://doi.org/10.1126/science.aaz8170 Macluhan M. (1964). Understanding Media. N.Y.
33. Mansell R. Inside the communication revolution: evolving patterns of social and technical interaction, February 2002, Oxford University Press.
34. McChesney R.W. (2007). Communication Revolution: Critical Junctures and the Future of Media. N.Y.: New Press.
35. Morris D. (2011). How Big-Money Lobbyists and the Media Are Losing Their Influence, and the Internet Is Giving Power Back to the People. L.A.: Macmillan.
36. Neuman R. (2001). Social Implications of the Internet. Annual Review of Sociology. No. 27. P. 34–40 Papacharissi Z. (2012). Affective news and networked publics: The rhythms of news storytelling on #Egypt. Journal of Communication. No. 62 (2). P. 266-282.
37. Pearman O., Boykoff M., Katzung J., Nacu-Schmidt A. (2022). Media and climate change observatory special issue 2021: A review of media coverage of climate change and global warming in 2021. University of Colorado Boulder. https://doi.org/10.25810/3VAZ-2Z04
38. Radford J., Joseph K. (2020). Theory in, theory out: The uses of social theory in machine learning for social science. Frontiers in Big Data. V. 3. No. 18. https://doi.org/10.3389/fdata.2020.00018
39. Reber U. (2019). Overcoming language barriers: Assessing the potential of machine translation and topic modeling for the comparative analysis of multilingual text corpora. Communication Methods and Measures. No. 13(2). P. 102–125. https://doi.org/10.1080/19312458.2018.1555798SCHÄFERANDHASE9of10
40. Rice R.E., ed. (2008). Media Ownership: Research and Regulation. Cresskill (NJ): Hampton Press. Schäfer M.S., Hase V. (2022). Computational methods for the analysis of climate change communication: Towards an integrative and reflexive approach, 05 November 2022. https://doi.org/10.1002/wcc.806
41. Sovacool B. (2020). Sociotechnical agendas: Reviewing future directions for energy and climate research. Energy Research & Social Science. V. 70, 101617. https://doi.org/10.1016/j.erss.2020.101617
42. Su Y., Borah P. (2019). Who is the agenda setter? Examining the intermedia agenda-setting effect between twitter and newspapers. Journal of Information Technology & Politics. No. 16(3). P. 236-249. https://doi.org/10.1080/19331681.2019.1641451
43. Yu M., Yang C., Li Y. (2018). Big data in natural disaster management: A review. Geosciences. No. 8(5). https://doi.org/10.3390/geosciences8050165
Рецензия
Для цитирования:
Панова Е.В. Влияние информационных технологий на развитие экологической коммуникации. Коммуникология. 2023;11(2):91-114. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-91-114
For citation:
Panova E.V. Impact of information technologies on the development of ecological communication. Communicology. 2023;11(2):91-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-91-114