Сравнительный анализ практик буллинга на рабочем месте в России, Германии и США
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-128-137
Аннотация
Статья посвящена проблеме буллинга, с которым мы встречаемся повсеместно: в школе, на работе и даже в интернете. В последнее время это стало широко распространенной социальной проблемой, которая нуждается в решении как на уровне психологии, так и на уровне нормативного регулирования и внедрения соответствующих коммуникативных практик на предприятиях. Многие исследователи в различных странах мира называют буллинг «социальной болезнью» XXI века. Буллинг – это некое самоутверждение людей за счет унижения других, травля одного или нескольких работников в трудовом коллективе. Но такое самоутверждение порой несет за собой неприятные последствия. Проблема встречается часто, однако, следует отметить, что его проявление может значительно различаться в зависимости от компании, региона и, что более важно, страны в целом. Это зависит от культуры, менталитета и других факторов. В статье рассматриваются несколько видов буллинга и приводится сравнительный анализ практик буллинга на рабочем месте на основе приведенных в тексте статистических данных, описывающих ситуацию травли на рабочем месте в Германии, США и России. Для каждой страны характерны свои особенности и условия формирования причин, при которых возникает буллинг, и свои механизмы урегулирования этой проблемы.
Ключевые слова
Об авторах
И. Г. ТомареваРоссия
Томарева Ирина Геннадиевна – кандидат педагогических наук, доцент, факультет иностранных языков
111033, г. Москва, ул. Волочаевская, 3/5
Л. А. Марянина
Россия
Марянина Лидия Анатольевна – старший преподаватель кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8.
О. П. Аршинова
Россия
Аршинова Ольга Петровна – студент Волгоградского института управления
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8
Список литературы
1. Абашкина О. (2007). Моббинг по-немецки // Справочник по управлению персоналом. № 9. С. 120-123.
2. Баранов А.А., Рожина С.В. (2015). Кибербуллинг – новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. № 11. С. 62-66. EDN: VHIJBD
3. Белевич А.А. (2015). Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ. № 3-22. С. 68-82. EDN: WDHSNB
4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. (2013). Буллинг как объект исследования и культурный феномен // Психология. Журнал ВШЭ. Т. 10. № 3. С. 149-159. EDN: SHBFZX
5. Кон И. (2016). Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. № 11. С. 15-18. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. (2016). Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России // Образовательная политика. Т. 3. № 73. С. 2-25. EDN: LYGICN
6. Крюкова Е. (2005). Моббинг: слово иностранное, а условия – наши // Служба кадров и персонал. № 3. С. 50-52.
7. Лейн Д.А. (2001). Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия // Под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. СПб.: Питер. С. 240-274.
8. Лучинкина И.С., Фазилова А.Э. (2019). Психологические особенности личности, включенной в ситуацию буллинга в реальном и виртуальном пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. № 4 (18). С. 46-49. EDN: IQWSLT
9. Миллер А. (2010). Воспитание, насилие и поколение. М.: Класс.
10. Реан А.А., Коновалов И.А. (2019). Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социального-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. № 1. С. 23-33.
11. Сидоров П.И. (2013). Синдром моббинга: психический терроризм в ментальной экологии “офисных войн” // Психотерапия. № 8. С. 2-8. EDN: VUFBBV
12. Соловьёв А. (2007). Моббинг как элемент социального конфликта // Кадровик. № 12. С. 39-46.
13. Филатова В.О., Бутовская М.Л., Калиниченко О.В. (2018). Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя // Вопросы психологиии. № 2. С. 27-41. EDN: XURTYT
14. Шапкина А.Н. (2015). Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ. № 3-2. С. 59-68. EDN: WDHSMR
15. Heinemann P. (1972). Mobbing – ber Gruppengewalt bei Kindern. Stockholm.
16. Leymann H. (1993). Mobbing – Psychoterror am Arbeitsplatz und wie man sich dagegen wehren kann. Reinbek: Rowohlt.
17. Leymann H. (1995). Der neue Mobbingbericht – Erfahrungen und Initiativen, Auswege und Hilfsangebote. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.
18. Leymann H. (1996). The Content and Development of Mobbing at Work. European Journal of Work and Organizational Psychology. No. 5 (2). P. 165-184.
19. Olweus D. (1994). Bullying at school: basic facts and effects of a school based intervention program. Journal of Child Psychology and Psychiatry. V. 35. N 7. P. 1171-1190. http://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1994.tb01229.x
20. Olweus D., Limber S. (2010). Olweus Bullying Prevention Program Implementation and Evaluation over Two Decades. In: Jimerson S., Swearer S., Espelage D. (eds.) The Handbook of Bullying in Schools: An International Perspective. New York: Routledge. P. 377-401.
Рецензия
Для цитирования:
Томарева И.Г., Марянина Л.А., Аршинова О.П. Сравнительный анализ практик буллинга на рабочем месте в России, Германии и США. Коммуникология. 2023;11(2):128-137. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-128-137
For citation:
Tomareva I.G., Maryanina L.A., Arshinova O.P. Bullying Practices in Russia, Germany and the United States (comparative analysis). Communicology. 2023;11(2):128-137. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-128-137