О роли средств массовой информации в политических процессах на примере «Арабской весны»
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-86-99
Аннотация
Статья посвящена анализу возможностей средств массовой информации (СМИ) в моделировании различных политических процессов. Рассмотрены теоретические аспекты влияния СМИ в инспирировании революционных и дестабилизирующих событий, а также описаны ключевые коммуникативно-психологические инструменты их воздействия. Отдельно проанализированы особенности политики средств массовой информации по усилению протестных настроений в Иране в рамках недавних массовых демонстраций. Подробно охарактеризована роль и стратегия СМИ в контексте «Арабской весны» на примере революционных событий в Египте и других арабских странах. Делается вывод о чрезмерном возрастании роли средств массовой информации, в том числе «новых медиа», активно использующих интернет-платформы и социальные сети, в формировании нужного общественного мнения в политических целях.
Ключевые слова
Об авторе
И. Н. ВодяновЕгипет
Водянов Илья Николаевич – третий секретарь Посольства Российской Федерации в Арабской Республике Египет, аспирант факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
12611, Египет, Каир, ул. Гиза, 95
Список литературы
1. Арабский кризис и его международные последствия / Под общ. ред. А.М. Васильева. Отв. ред. А.Д. Саватеев, Л.М. Исаев. М.: ЛЕНАНД, 2014.
2. Борейко А.А. (2011). Роль СМИ в «Цветных» революциях: коммуникативный аспект // Современные исследования социальных проблем. №3. С.12-26.
3. Вавилов А.И. (2018). Катаклизмы «арабской весны». М.: Библос консалтинг.
4. Видясова М.Ф. (2019). Ливия. Куда идет страна 140 племен? М.: ООО «Садра».
5. Водянов И.Н. (2022). Особенности медиадискурса Египтa // Коммуникология. Т. 10. № 1. С. 129-137. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-129-137
6. Водянов И.Н. (2023). СМИ как основной компонент мягкой силы Катара // Коммуникология. Т. 11. № 2. С. 13-27. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-2-13-27
7. Грабельников А.А., Дерхами А. (2015). Освещение событий «Арабской весны» телеканалом «Аль-Джазира» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. № 2. С. 75-80.
8. Грабельников А.А., Тамух Мохаммед А. (2012). СМИ в египетской революции 2011 года // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. № 27. C. 252-255.
9. Гринин Л.Е., Исаев Л.М., Коротаев А.В. (2015). Революции и нестабильность на Ближнем Востоке. М.: Московская редакция издательства «Учитель».
10. Громова А.В. (2008). Роль СМИ в обращении «Цветных революций» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. № 2. C. 46-56.
11. Долгов Б.В. (2017). Феномен «Арабской весны» 2011–2016 гг.: Причины, развитие, перспективы. Тунис, Египет, Ливия, Сирия, Алжир / Отв. ред. И.Д. Звягельская. М.: ЛЕНАНД.
12. Желтов В.В., Желтов М.В. (2014). Интернет, протестные движения и арабская весна // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. No. 1 (24). P. 189-204.
13. Кепель Ж. (2021). Выйти из хаоса. Кризисы на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. М.: Политическая энциклопедия.
14. Клейб С. (2018). Разрушение Сирии или уход Асада: М.: Библос консалтинг.
15. Кочергина М.Э. (2016). Новые формы и методы противостояния России и США: освещение в СМИ «Арабской весны» в Сирии, геополитический аспект // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. № 2 [el. sourse]: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-i-metody-protivostoyaniyarossii-i-ssha-osveschenie-v-smi-arabskoy-vesny-v-sirii-geopoliticheskiy-aspekt (дата обращения: 21.05.2023).
16. Лебон Г. (2017). Психология народов и масс. М.: АСТ
17. Лиллекер Д. (2021). Политическая коммуникация. Ключевые концепты. М.: Гуманитарный центр.
18. Маленьких Е.А. (2013). Роль СМИ в мифологизации личности во время «Арабской весны» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 7 (108). C. 65-72.
19. Схватка за Ближний Восток: Региональные акторы в условиях реконфигурации ближневосточного конфликта / Отв. ред. А.М. Васильев, А.В. Коротаев, Л.М. Исаев. М.: ЛЕНАНД, 2019.
20. Талеб Н. (2022). Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри. Цуладзе А.М. (2003). Политическая мифология. М.: Изд-во «Эксмо».
21. Шишкина А. (2014). Интернет-цензура и «Арабская весна» // Россия и мусульманский мир. № 8 (266). С. 182-194.
22. Alalawi N. (2015). How Media Covered “Arab Spring” Movement: Comparison between the American Fox News and the Middle Eastern Al Jazeera. Journal of Mass Communication & Journalism. Vol. 5. P. 5-11. https://doi.org/10.4172/2165-7912.1000281
23. Basyuni Hamada I. (2019). Murjaatu Kitab: Al-I'lam as-Sisyasiy va Sinaatu ar-Rei al-Amm khilala Saurati ar-Rabii al-Arabiy: Kanatu Al-Jazeera al-Ikhbariya Namuzajan [Обзор книги: «Политические СМИ и организация общественного мнения в ходе революций «Арабской весны»: на примере новостного канала «Аль-Джазира»]. Qatar University Press. V. 3 (2). P. 108-113.
24. Holtschke E. (2013). The Role of Media during the Arab Spring with Particular Focus on Libya. Seminar paper. GRIN Verlag.
25. Howard P.N., Muzammil M.H. (2013). Democracy’s Fourth Wave? In: Digital Media and the Arab Spring. Oxford Studies in Digital Politics.
26. Muhammed Abdalla Aref M. Davru Kanati Al-Jazeera al-Fadaiya fi Ahdas at-Tahiir as-Siyasiy fi al-Watani al-Arabiyi (As-Saura al-Mysriya Namuzajan) [Роль спутникового канала «Аль-Джазира» в осуществлении политической трансформации в арабском мире (на примере египетской революции)]. Nablus: National University “An-Najah”.
27. Owais R. (2011). Arab Media during the Arab Spring in Egypt and Tunisia: Time for Change. Middle East Media Educator. V. 1 (1). P. 9-13. https://doi.org/ro.uow.edu.au/meme/vol1/iss1/2
28. Rasul A., Asim M. (2014). How US newspapers framed the Arab Spring. Media Asia. V. 41. P. 86- 100. https://doi.org/10.1080/01296612.2014.11690002
29. Richter C., Kozman C. (2021). Arab Media Systems. Open Book Publishers.
30. Smidi A., Shahin S. (2017). Social Media and Social Mobilisation in the Middle East: A Survey of Research on the Arab Spring. India Quarterly. No. 73 (2). P. 196-209.
31. Welt C. (2006). Regime Vulnerability and Popular Mobilization in Georgia’s Rose Revolution. CDDRL Working Papers. Stanford University. No. 67 [el. sourse]: https://csis-website-prod.s3.amazonaws. com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/061005_ruseura_no67welt.pdf (accessed: 08.06.2023).
32. Zayani M., Harb Z., Al-Najjar A., eds. (2016). Bullets and Bulletins: Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Doha: Hurst Publishers, Georgetown University Qatar.
Рецензия
Для цитирования:
Водянов И.Н. О роли средств массовой информации в политических процессах на примере «Арабской весны». Коммуникология. 2023;11(3):86-99. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-86-99
For citation:
Vodyanov I.N. On the Role of the Media in Political Processes: the Arab Spring. Communicology. 2023;11(3):86-99. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-86-99