Транснациональный подход к изучению аудитории медиа
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-135-146
Аннотация
Статья посвящена теоретико-методологическому осмыслению проблемы трансформации аксиологического фона медиадискурса в условиях влияния процессов медиатизации и глобализации. Многополярность мнений аудитории медиа обусловлена ростом популярности информационной продукции транснациональных медиаконгломератов. В условиях нарастающих трансграничных социально-политических процессов кросс-культурное взаимодействие участников медиааудитории провоцирует столкновение ценностей при трансляции мнений в онлайн-медиадискурсе. В данной статье предлагается к изучению концепт «транснациональной аудитории» и его компонентов на основе метаанализа базы исследований. По мнению авторов, транснациональный подход к изучению медиаааудитории позволит изучить проблему ценностного фона медиадискурса с точки зрения глобальных социально-политических процессов.
Ключевые слова
Об авторах
А. К. ПоляковРоссия
Поляков Александр Константинович – аспирант
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Г. А. Аббасов
Россия
Аббасов Гусейн Аббас оглы –аспирант
117198, г. Москва, ул. МиклухоМаклая, 10/2
Список литературы
1. Аккиева С.И., Теммоев И.Ю. (2021). Территориальная (региональная) идентичность: подходы к исследованию проблемы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. № 4 (33). С. 8-15.
2. Бек У. (2012). Жизнь в мировом обществе риска: космополитический поворот // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 5. С. 35-52.
3. Бодрунова С.С. (2023). Кумулятивная делиберация: новая нормативность в изучении публичных сфер онлай н // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. С. 87-122. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2023.87122
4. Гавра Д.П., Быкова Е.В. (2022). Медиатизация и демедиатизация в цифровой среде: кейс консервативного манифеста К. Богомолова “Похищение Европы 2.0” // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №3. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2022.6086
5. Гуреева А.Н. (2016). Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №6. C. 192-208.
6. Дегтерев Д.А. (2022). Ценностный суверенитет в эпоху глобальных конвергентных медиа // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. №2. C. 352-371. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-352-371
7. Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Бабына Д.А. (2022). Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследованиях «цифровой молодежи» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 4. C. 47-78. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2022.4778
8. Елисеева М.А. (2019). Медиапространство: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. № 1. C. 4-7. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-4-7
9. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Том 10. № 2. С. 170-179. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179
10. Копылова Е.В. (2020). К вопросу о различии терминов: интернациональный, глобальный, транснациональный // Евразийское Научное Объединение. № 9-4(67). С. 306-308.
11. Корконосенко С.Г. (2004). Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс.
12. Нигматуллина К.Р., Поляков А.К. (2022) Ценностные триггеры в медиаобразе радикальных религиозных организаций // Гуманитарный вектор. № 4. C. 103-116. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-103-116
13. Поляков А.К. (2022). Тональность новостных публикаций как психологический фактор межэтнической напряжённости // Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс: Материалы I Всероссийской конференции, Ростов-наДону. Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет. С. 200-203. https://doi.org/10.18522/REGJOUR-2022-1-200-203
14. Семенов Е.Е. (2022). Виртуальная публичная сфера: дефицит делиберации // Общество: философия, история, культура. №10 (102). C. 81-85. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.13
15. Тормошева В.С. (2021). Международная аудитория в сетевом политическом пространстве: онлайн-масса или глобальный политический актор? // Политическая наука. № 4. С. 261-268. https://doi.org/10.31249/poln/2021.04.11
16. Шварц Ш. (2008). Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал ВШЭ. № 2. C. 37-67.
17. Ядов В.А. (1975). О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука.
18. Athique A. (2017). Transnational Audiences: Media Reception on a Global Scale. Cambridge: Polity Press [el. source]: https://www.academia.edu/23704268/Transnational_Audiences_Media_Reception_on_a_Global_Scale (accessed: 02.07.2023).
19. Cai C. (2023). Building a new digitalised world through technology centrism // Observer Research foundation [el. source]. https://www.orfonline.org/expert-speak/building-new-digitalised-worldtechnology-centrism/ (accessed: 02.07.2023).
20. Duscha A., Klein-Zimmer K., Klemm M., Spiegel A. (2018). Understanding transnational knowledge. Transnational Social Review. V. 8. No. 1. P. 2-6. https://doi.org/10.1080/21931674.2018.1427680
21. Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized worlds: Understanding everyday mediatization. In: A. Hepp, F. Krotz (eds.): Mediatized worlds: Culture and society in a media age. London: Palgrave, 1-15. https://doi.org/10.1057/9781137300355_1
22. Jorgensen B.S., Stedman R.C. (2001). Sence of place as an attitude: Lakeshore owners attitudes toward their properties. Journal of Environmental Psychology. No. 21 (3). P. 233-248. https://doi.org/10.1006/jevp.2001.0226
23. Kerimoglu K. (2023). Investigating the social media motivation of social media consumers [available from]: https://www.researchgate.net/publication/367272504_INVESTIGATING_THE_SOCIAL_MEDIA_MOTIVATION_OF_SOCIAL_MEDIA_CONSUMERS/citations (accessed: 02.07.2023).
24. Krotz F., Hepp A. (2012). A concretization of mediatization: How ‘mediatization works’ and why mediatized worlds are a helpful concept for empirical mediatization research. Empedocles. V. 3. No. 2. P. 137152. https://doi.org/10.1386/ejpc.3.2.137_1
25. Mayer C. (2019). The Transnational and Transcultural: Approaches to Studying the Circulation and Transfer of Educational Knowledge. In: Fuchs, E., Rold n Vera, E. (eds) The Transnational in the History of Education. Global Histories of Education. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-17168-1_2
26. Rouse R. (2019). International, Transnational, Multinational, Global [el. source]: https://teaching.pitt.edu/wpcontent/uploads/2019/06/DIFD-2019-GlobalStudies-InternationalTransnationalMultina tionalGlobal-May2019.pdf (accessed: 02.07.2023).
27. Scannell L., Gifford R. (2010). Defining place attachment: A tripartite organizing framework. Journal of Environmental Psychology. V. 30. No. 1. P. 1-10. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2009.09.006
28. Steger M., James P. (2019). Globalization Matters: Engaging the Global in Unsettled Times. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108557078
29. Wahl-Jorgensen K. (2018). The Emotional Architecture of Social Media. In: Z. Papacharissi (ed.) A Networked Self and Platforms, Stories, Connections. NY: Routledge, Taylor and Francis Group.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков А.К., Аббасов Г.А. Транснациональный подход к изучению аудитории медиа. Коммуникология. 2023;11(3):135-146. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-135-146
For citation:
Polyakov A.K., Abbasov H.A. Transnational Approach to the Study of Media Audience. Communicology. 2023;11(3):135-146. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-135-146