Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Социологическое измерение медийных взаимодействий: современное состояние и авторский дизайн изучения

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-39-50

Аннотация

В исследованиях современного цифрового общества на первый всё чаще выходит интеракция с помощью различных каналов и средств медиа, как «набирающая обороты» тенденция общественного развития. Между тем, несмотря на обилие эмпирических данных в этой области, научное осмысление взаимодействий, понимаемых как медийные, находится в стадии становления, что особенно заметно, с точки зрения социологического дискурса. В нем достаточно основательно представлены взаимодействия традиционного типа, то есть, социальные, в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Дж. Хоманса, Дж. Мида, П. Бурдье и других классиков социологической мысли. Не остается в стороне и отечественная социологическая наука, начиная с П.А. Сорокина и до наших дней, в которой взаимодействия составляют суть всех общественных процессов. Собственно, медийные взаимодействия рассматриваются зарубежными социологами, начиная с 70-х годов ХХ века, в русле взаимодействия аудитории со средствами массовой информации и социальными сетями (Дж. Нордлунд, П. Робинсон, Я. Бломмаерт). Для создания авторского дизайна изучения медийных взаимодействий использован социолингвистический и социо-коммуникационный подходы, позволяющие наиболее точно выявить их сущность

Об авторе

Т. В. Андриянова
Курский государственный университет
Россия

Татьяна Владимировна Андриянова – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

305004, г. Курск, ул. Радищева, 29



Список литературы

1. Андриянова Т.В. (2022). К концептуализации понятия «медийная инклюзия»: управленческий аспект // Коммуникология. Том 10. № 3. C. 137-146. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-3-137-146.

2. Андриянова Т.В. (2022). Медиасфера как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей // Изве стия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. Т. 12. № 2. С. 219-231. DOI: 10.21869/2223-1552-2022-12-2-219-231

3. Барулин B.C. (2002). Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ.

4. Бурдье П. (1993). Социальное пространство и символическая власть. THESIS. вып. 2. С. 137-150.

5. Вебер М. (2019). Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / пер. с нем.; сост., общ. ред. и предисл. Л.Г. Ионина. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.

6. Гоффман Э. (2009). Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл.

7. Дейк Т. (2013). Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации: пер. с англ. М.: Книжный дом.

8. Кириллина Н.В. (2021). О роли пользователя и фрагментации сети // Коммуникология. Т. 9. № 2. С. 41-49. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-41-49. EDN KZQSNQ.

9. Кириллина Н.В. (2021). Фрагментация цифрового пространства и социокультурные аспекты развития цифровой дипломатии // Россия и мир: диалоги. Материалы Пятой международной научно-практической конференции 18-19 марта 2021 г. С. 88-95. EDN AKTGBU.

10. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Т. 10. № 2. С. 170-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179. EDN RRCCIO.

11. Мид Дж.Г. (1997). Разум, я и общество (главы из книги). Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: Реферативный журнал. № 4. С. 135-200.

12. Назаров М.М. (2018). Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. № 8 (412). С. 54-64. DOI: 10.31857/S013216250000762-1. EDN YCNEMX.

13. Сидоров В.А. (2015). Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 5. С. 57-64.

14. Смелзер Н. (1994). Социология. М.: Феникс.

15. Сорокин П.А. (2008). Система социологии. Питирим Александрович Сорокин / вступ. статья, сост. и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель.

16. Фролов С.С. (1994). Социология. Учебник. М.: Наука.

17. Хоманс Дж.К. (2001). Социальное поведение: его элементарные формы (главы из книги). Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: Реферативный журнал. № 4. С. 88-132.

18. Черноусова Л.Н. (2012). Социальное взаимодействие: понятие, уровни, методологические традиции Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. № 12. Ч. 1. С. 214-216.

19. Чижик А.В. (2014). Новые медиа форматы в современной России // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2014, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2014 г. С. 164-171.

20. Шарков Ф., Кириллина Н. (2022). Конвергируемость реальных и виртуальных сообществ в цифровом пространстве: социологический обзор // Социологическое обозрение. Т. 21. № 3. С. 229-249. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-3-229-249. EDN UMBUAS.

21. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В. (2022). Дихотомия личного и общественного в виртуальных сообществах // Коммуникология. Том 10. № 4. C. 23-33. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33. EDN NUYVMI.

22. Appadurai A. (1996). Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. University of Minnesota Press.

23. Blommaert J. (2018). Durkheim and the Internet: Sociolinguistics and the Sociological Imagination. London: Bloomsbury.

24. Blumler J.G., Katz E., ed. (1974). The Uses of Mass Communication. Beverly Hills: Sage.

25. Goodwin Ch. (2007). Participation, stance and affect in the organization of practice. Discourse and Society. № 18 (1). Р. 53-73.

26. Jenny D., Jurgenson N. (2014). Context collapse: Theorizing context collusions and collisions. Information, Communication & Society. № 17 / 4. Р. 476-485. DOI: 10.1080/1369118X.2014.888458

27. McKennel A.C. (1970). Attitude measurement: use of coefficient alpha with cluster or factor analysis. Sociology. № 4. Р. 227-245.

28. Nordlund J.-E. (1978). Media Interaction. Communication Research. № 5(2). Р. 150-175. DOI: 10.1177/009365027800500202.

29. Rampton B. (2006). Language in late modernity: Interactions in an urban school. Cambridge: Cambridge University Press.

30. Robinson P. (2000). The Policy-Media Interaction Model: Measuring Media Power during Humanitarian Crisis. Journal of Peace Research. № 3 (5). Р. 613-633.

31. Strauss A. (1993). Continual permutations of action. N.Y.: Routledge.

32. Szabla M., Blommaert J. (2018). Does context really collapse in social media interaction? Applied Linguistics Review. № 11 (2). Р. 251-279.


Рецензия

Для цитирования:


Андриянова Т.В. Социологическое измерение медийных взаимодействий: современное состояние и авторский дизайн изучения. Коммуникология. 2023;11(4):39-50. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-39-50

For citation:


Andriyanova T.V. The sociological dimension of media interactions: current state and author's design of the study. Communicology. 2023;11(4):39-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-39-50

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)