Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59
Аннотация
Развитие так называемых новых медиа и перенос массовых и межличностных коммуникаций в цифровое пространство с одной стороны открывает возможность для взаимодействия и получения информации вне зависимости от географических, социокультурных и временных факторов, с другой стороны – формирует новые паттерны как взаимодействия с медиа, так и социального взаимодействия в целом. Благодаря возможности быстрого доступа к большому массиву информации у пользователя развивается ощущение свободы выбора ее источника. Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, открытость медиапространства и неограниченный доступ к информации, ее восприятие различными группами пользователей неоднородно. Наблюдение весьма эмоциональных дискуссий в сети по некоторым вопросам повестки дня позволяет сделать предположение о наличии взаимосвязи между характером распространения информации в медиасообществах и ростом поляризации мнений в отношении того или иного медиаконтента. Эти предположения актуализируют потребность в выявлении характеристик медиапространства, которые (1) влияют на восприятие информации пользователями и (2) способны усиливать резонанс между различными группами пользователей и подписчиков медиа.
Об авторах
Н. В. КириллинаРоссия
Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики, факультет журналистики
Института государственной службы и управления РАНХиГС
119571, Москва, пр-т Вернадского, 84
М. А. Фабричных
Россия
Фабричных Мария Александровна – магистрант
факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС
119571, Москва, пр-т Вернадского, 84
Список литературы
1. Бузин В.Н. (2012). Медиапространство в структуре социального пространства // Социум и власть. № 2 (34). С. 9-13.
2. Бузин В.Н. (2020). Гуманизация социума как императив управления медиапространством // Коммуникология. Том 8. № 2. С. 169-180. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-169-181
3. Бурдье П. (2001). Практический смысл / пер. с французского Н.Л. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии (Bourdieu P. (1994). Raisons pratiques. Sur la theorie de l’action. Paris: Seuil).
4. Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. (2021). Медиа и конфликты: Исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестник московского университета. № 4. С. 3-30.
5. Гидденс Э. (2003). Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект.
6. Дарендорф Р. (2002). Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. Л.Ю. Пантиной. М.: Росспэн.
7. Зиммель Г. (2006). Избранные работы. Москва.
8. Кириллина Н.В. (2020). Источники неопределенности и применение итеративного подхода в управлении интерактивной коммуникацией в сети // Коммуникология. Том 8. № 4. С.172-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-4-172-179.
9. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Том 10. № 2. С. 170-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179.
10. Козер Л. (2000). Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общей редакцией Л.Г. Ионина. М.: Идея-Пресс.
11. Назаров М.М. (2018). Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. № 8. С. 54-64.
12. Паризер Э. (2012). За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / Пер. с англ. А. Ширикова. М.: Альпина Бизнес Букс. (Pariser E. (2011).The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. NY: The Penguin Press).
13. Парсонс Т. (2018a). Социальная система. М.: Академический проект.
14. Парсонс Т. (2018b). О структуре социального действия / под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект.
15. Русаков А.Ю. (2019). Эхо-камеры в современной массовой культуре // Вестник СПбГИК. № 2 (39). С. 11-15. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-11-15.
16. Тард Ж.-Б. (2011). Законы подражания. М.: Академический проект.
17. Теннис Ф. (2002). Общность и общество. Основные понятия чистой социологии = Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. М.: Фонд Университет; СПб.: Владимир Даль.
18. Филиппов А.Ф. (2008). Социология пространства. СПб: Владимир Даль.
19. Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107. DOI: 10.17976/jpps/2016.05.08.
20. Шарков Ф., Кириллина Н. (2022). Конвергируемость реальных и виртуальных сообществ в цифровом пространстве: социологический обзор // Социологическое обозрение. Т. 21. № 3. С. 229-249.
21. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медийного пространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Том 21. № 3. С. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566. EDN: CLXBBO.
22. Шипунова О.Д., Коломейцев И.В. (2019). Специфика управления массовым сознанием в информационном поле Е-Культуры // Векторы благополучия: экономика и социум. № 1 (32). С. 177-188.
23. Юдина Е.Н. (2008). Медиапространство как новая социологическая категория // Преподаватель XXI век. № 2. С. 151-154.
24. Giddens A. (1991). Living in the World: dilemmas of the self. In: Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, StanfordUniversity Press. P. 187-201.
25. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. (1948). The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign. Columbia University Press.
26. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.
27. McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill.
28. Schramm W. (1971). The Nature of Communication between Humans. In: W. Schramm, D.F. Roberts (eds.), The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, IL: University of Illinois Press.
Рецензия
Для цитирования:
Кириллина Н.В., Фабричных М.А. Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории. Коммуникология. 2023;11(4):51-59. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59
For citation:
Kirillina N.V., Fabrichnykh M.A. Characteristics of Mediaspace: influence on the polarization of public opinion. Communicology. 2023;11(4):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59