Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69

Аннотация

Статья посвящена проблемам подготовки медиаспециалистов в контексте совершенствования системы высшего образования в России. На основе анализа теоретических материалов и эмпирических данных авторы обосновывают назревшую необходимость трансформации системы медиаобразования в России с целью подготовки профессиональных коммуникаторов новой формации. Основываясь на результатах собственного социологического опроса, а также результатах, полученных другими исследователями, авторы подтверждают наличие определенных сложностей, которые испытывают студенты, обучающиеся по образовательным программам, неразрывно связанным медиа. Так, можно говорить о среднем уровне медиаграмотности студентов, часто их неосознанном поведении как потребителей информации, трудностях с верификацией информации. Игнорирование обозначенных сложностей в процессе обучения может приводить к тому, что ряды будущих медиаспециалистов в области социальной коммуникации пополнят кадры, не соответствующие этой деятельности эмоционально и профессионально. Дальнейшая непрофессиональная деятельность может оказывать существенное влияние на уровень доверия общества к любой информации, распространяемой в медиапространстве. Логика исследования позволяет авторам прийти к выводу о том, в России сформировался явный общественный запрос на медиаспециалистов высокого профессионального уровня, правдиво и ответственно формирующих современную общественную повестку.

Об авторах

Э. Б. Авакова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
Россия

Авакова Элина Борисовна – кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью СПбПУ.
195251, г. Санкт-Петербург ул. Политехническая, 29



А. А. Кузнецов
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД)
Россия

Кузнецов Артем Александрович – преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД

191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18



Список литературы

1. Авакова Э.Б. (2022). Мотивационные факторы профессионального выбора абитуриентов как основа коммуникационной стратегии университета // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. № 3. С. 40-46. DOI: 10.24412/1994-3776-2022-3-40-46.

2. Авдонина Н.С., Зайцева Л.В. (2022). Анализ медиаграмотности у студентов направления «Журналистика» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. №3 (36). С. 141-146. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-141-146.

3. Богданова В.П. (2023). Трансформация образовательных парадигм в дискурсе ценностных ориентаций современного российского общества // Вестник педагогических наук. № 1. С. 227-229.

4. Арканникова М.С. и др. (2022). Инженеры смыслов в новой реальности: тренды и практики коммуникационной индустрии: коллективная монография. СПб: Политех-ПРЕСС.

5. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. (2023). Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. Т. 32. № 2. С. 9-24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

6. Кузнецов А.А. (2022). Ценностные ориентации и практико-ориентированный подход в контексте эффективности образовательного процесса // Современное образование: традиции и инновации. № 1. С. 26-31. DOI: 10.51623/23132027_122_26.

7. Кульчицкая Д.Ю. (2021). Нормы и правила поведения журналистов в социальных сетях (анализ редакционных стандартов ведущих англоязычных СМИ) // Меди@льманах. № 5 (106). С. 88-95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.8895.

8. Наговицина Т.А. (2022). Медиаграмотность студентов-журналистов и развитие у них коммуникативных навыков // Журналистика цифровой эпохи: антропологический поворот. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ. C. 82-85.

9. Сетраков А.Н., Абдурахманова И.В. (2022). Роль медиаобразования в обеспечении медиабезопасности личности и государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 5 (144). С. 32-37.

10. Смеюха В.В. (2021). Недостоверная информация в оценке будущих журналистов // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция: Материалы VI Международной научной конференции, Челябинск, 23-25 ноября 2021 года / Под редакцией А.А. Морозовой. Часть 1. Челябинск: Челябинский государственный университет. С. 103-107.

11. Смеюха В.В., Армаш В.В. (2022). Современное медиапространство в оценке преподавателей направлений подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. № 41 (1). С. 27-37. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-27-37

12. Стукалова А.С. (2023). Роль критического мышления в снижении роста манипулятивного воздействия на молодежь // Пути совершенствования организационной и учебно-методической работы вуза в условиях пандемии: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной учебно-методической конференции преподавателей высшей школы, Хабаровск, 27 апреля 2023 года / Отв. редактор С.Н. Киселев. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет. С. 176-179.

13. Челышева И.В. (2019). Проблема формирования межэтнической толерантности студенчества и риски современного медиапространства // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. № 2. С. 156-170.

14. Шарков Ф.И. (2022). Ноосферная парадигма глобализации политического медиапространства // Век глобализации. № 3(43). С. 33-44. DOI: 10.30884/vglob/2022.03.03

15. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566.

16. Hjarvard S. (2008). The Mediatization of Society A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Review. No. 29.

17. Couldry N., Mccarthy A. (2004). MediaSpace: Place, Scale and Culture. New York: Routledge.

18. Reinhold H. (2000). The virtual community: Homesteading on the electronic frontier (revised ed.). Cambridge, Mass.: MIT University Press.

19. Strogetskaya E.V., Avakova E.B., Betiger I.B. (2022). Digital Turn in Communication Strategies for Motivating Modern University Applicants. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022, ComSDS 2022, St. Petersburg, 13 April 2022. P. 83-90. DOI: 10.1109/ComSDS55328.2022.9769169.


Рецензия

Для цитирования:


Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации. Коммуникология. 2023;11(4):60-69. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69

For citation:


Avakova E.B., Kuznetsov A.A. Training of media specialists in the field of social communication. Communicology. 2023;11(4):60-69. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)