Манипулятивные приемы в формировании медиаповестки на примере телеканала Euronews
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-183-192
Аннотация
Под влиянием современных геополитических процессов СМИ все чаще прибегают к манипулятивным техникам и приемам. В статье рассматривается информационная деятельность телеканала Euronews и роль канала в формировании политической повестки дня. Актуальность исследования обусловлена ростом информационного противостояния между европейскими странами и Россией в свете кризиса на Украине 2022-2023 гг. Целью исследования является выявление методов формирования контента и управления информационным потоком. Автором проводится контент-анализ материалов официального англоязычного сайта Euronews с точки зрения феномена линейной коммуникации «источник – канал коммуникации – реципиент». Изучены подходы к оформлению новостной повестки телеканала Euronews, выделены применяемые виды манипулятивного воздействия на аудиторию. Исследование показало, что (а) контент телеканала Euronews формируется по принципу фильтрации информационного потока и трансляции выборочной информации; (б) наиболее часто используемые ключевые сообщения включают в себя эксплуатацию запугивающих тем, шок-контент и несимметричную аргументацию.
Об авторе
З. А. ХубежоваРоссия
Хубежова Зарина Арсеновна – заместитель генерального директора по связям с общественностью НИЦ «Аэроскрипт»; аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС
199106, г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., 80
Список литературы
1. Головацкая О.Е. (2023). Методологические подходы к изучению искаженной информации//Коммуникология. Том 11. № 1. С 15-30. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-1-15-30. EDN: HRJQCO.
2. Дзялошинский И.М. (2006). Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитарный институт.
3. Калякина М.В. (2022). Фейк-ньюс как инструмент формирования альтернативной новостной реальности // Гуманитарные технологии в современном мире: cборник статей X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, главного редактора научного журнала «Современная коммуникативистика», профессора Оскара Яковлевича Гойхмана. Калининград. EDN: JSKKXH.
4. Косяков В.А, Универсалюк Е.А. (2019). Реферативный обзор книги Д. МакКуэйла «теория массовой коммуникации» (1 часть) // Вопросы теории и практики журналистики. № 3. C. 524-534. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).524-534.
5. Назаров М.М. (2022). Производство согласия: объяснительная модель функционирования медиа // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 8-21. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.1. EDN: YFBBLI.
6. Новикова А.А., Кирия И.В. (2017). История и теория медиа. Учебник для вузов. Издательский дом Высшей школы экономики.
7. Самсонова Е.А. (2020). Новые медиа – новая картина мира (к постановке вопроса о социально-сетевой картине мира) // Меди@льманах. № 4 (99). С. 18-24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.1824.
8. Herman E., Chomsky N. (1998/2008). Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. London: Bodley; NY: Pantheon Books.
9. Lasswell H. (1948). The structure and function of communication in society. In: The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers.
10. McQuail D. (1983/2010). Mass Communication Theory, 6th ed. London: Sage.
Рецензия
Для цитирования:
Хубежова З.А. Манипулятивные приемы в формировании медиаповестки на примере телеканала Euronews. Коммуникология. 2023;11(4):183-192. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-183-192
For citation:
Khubezhova Z.A. Manipulative techniques in shaping the political agenda (on the example of Euronews channel). Communicology. 2023;11(4):183-192. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-183-192