Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-1-47-53
Аннотация
Российская система вузовского социально-гуманитарного образования сложилась на фоне распада СССР. На смену идеологизированной системе марксистско-ленинских дисциплин пришла западно-ориентированная либеральная система, в которой философия стала играть роль транслятора западных философских идей и ценностей. Либеральное российское государство более тридцати лет отказывалось от контроля над деятельностью профессионального философского сообщества и содержанием философских знаний, распространяемых в вузах. С началом проведения специальной военной операции ситуация стала меняться, и государство посредством президентских указов поставило перед профессиональным сообществом задачу охраны традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Данная задача напрямую связана с задачей деколонизации общественного сознания и возвращением к грандиозному философскому опыту, накопленному русской культурой.
Об авторах
Д. В. МихельРоссия
Михель Дмитрий Викторович – доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, РАНХиГС.
119571, Москва, пр-т Вернадского, 82
И. В. Михель
Россия
Михель Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, РАНХиГС.
119571, Москва, пр-т Вернадского, 82
Список литературы
1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. (2022). Вопросы современной африканистики и проблемы развития. Избранные статьи и научные доклады (2012–2022 гг.). М.: Институт Африки РАН.
2. Александров Г.Ф. (ред.) (1953). Диалектический материализм. М.: Госполитиздат.
3. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс (1938). М.: Изд-во ЦК ВКП (б) «Правда».
4. Козлова Л.А. (2007). Государственная грантовая поддержка в общественных науках // Управление наукой и наукометрия. Т. 2. № 2. С. 115-134. EDN: RHUNQV.
5. Константинов Ф.В. (ред.) (1951). Исторический материализм. М.: Госполитиздат.
6. Миронов В.В. (ред.) (2023). Философия: учебник. М.: Норма.
7. Митин М.Б. (ред.) (1932). Диалектический и исторический материализм. В 2 ч. Учебник для комвузов и втузов. М.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ.
8. Спиркин А.Г. (2006). Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики.
9. Старцев М.В. (2017). Система образования России в условиях капитализма // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 16. № 4. С. 95-101. EDN: XFKRUD.
10. Фролов И.Т. (ред.) (1989). Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1, 2. М.: Политиздат.
11. Хисматуллина З.Н. (2013). Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. Т. 16. Вып. 22. С. 397-401. EDN: ROMQWX.
12. Черняев А.В. (2020). Перед лицом исторических вызовов: деятельность советских философов в годы Великой Отечественной войны // Вопросы философии. № 12. С. 175-181. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-20-175-181. EDN: VCRZCG.
Рецензия
Для цитирования:
Михель Д.В., Михель И.В. Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях. Коммуникология. 2024;12(1):47-53. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-1-47-53
For citation:
Mikhel D.V., Mikhel I.V. The Role of Philosophy in the System of University Social and Humanitarian Education in Current Socio-Political Conditions. Communicology. 2024;12(1):47-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-1-47-53