Цифровые коммуникации в сфере оперного искусства: динамика аудитории и проблемы восприятия
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-73-82
Аннотация
В современную эпоху многие сферы и отрасли сталкиваются с проблемой адаптации своих коммуникационных стратегий к динамично трансформирующимся требованиям и восприятию аудитории. В условиях жесткой конкуренции в сфере культуры театры и концертные площадки все больше осознают необходимость привлечения новых пользователей, в первую очередь с помощью цифровых каналов. Чтобы разработать эффективную коммуникационную стратегию и повысить экономическую жизнеспособность театров, крайне важно оценить, как потребители реагируют на новые технологии в контексте традиционных жанров. В статье проанализировано восприятие публикой культурных продуктов и представлен обзор цифровых инструментов в оперной индустрии. Для этого было проведено эмпирическое исследование с помощью онлайн-опроса российских респондентов на платформе оперно-тематической группы в социальной сети ВКонтакте. Были проанализированы мнения аудиториио положительном влиянии цифровых технологий на оперу, их присутствии на платформах оперных учреждений и в социальных сетях, а также о возможности замены цифровыми форматами живого театрального опыта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что цифровизация служит важнейшим инструментом продвижения и популяризации оперы, но для того, чтобы оперное искусство сохранило свою аутентичность, имплементация цифровых инструментов должна быть тщательно продумана.
Об авторах
Г. Н. ТрофимоваРоссия
Трофимова Галина Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
С. А. Цагарейшвили
Россия
Цагарейшвили Северьян Александрович – аспирант филологического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Бунакова М.Н. (2020). Диджитализация оперного искусства: цифровые практики и режимы бытования классической оперы // Вестник культуры и искусств. № 4 (64). С. 97-105.
2. Вельтман К. (2020). Электронная культура: достижения и перспективы // Информационное общество. № 1. С. 24-30.
3. Зубанова Л.Б., Бунакова М.Н. (2022). Жизнь оперы в цифровом пространстве: «третий жанр» гибридной культурной формы // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2 (44). С. 120-127.
4. Эвальё В.Д., Крутоус В.П. (2021). «Гуманизация искусства»: музеи в интернет-среде // Художественная культура. № 1. С. 222-243.
5. Avanzini F., Baratè A., Haus G., Ludovico L.A., Ntalampiras S. (2020). Preservation and Promotion of Opera Cultural Heritage: The Experience of La Scala Theatre. International Conference on HumanComputer Interaction. Cham: Springer.
6. Chen X, Liu C.H., Gao C., Jiang Y. (2021). Mechanism underlying the formation of virtual agglomeration of creative industries: Theoretical analysis and empirical research. Sustainability. Vol. 13. No. 4. P. 1637.
7. Conner L. (2013). Audience engagement and the role of arts talk in the digital era. New York: Palgrave Macmillan.
8. Crawford G., Gosling V., Bagnall G., Light B. (2014). Is there an app for that? A case study of the potentials and limitations of the participatory turn and networked publics for classical music audience engagement. Information, Communication & Society. Vol. 17. No. 9. P. 1072-1085.
9. Eastin M.S., Daugherty T., Burns N.M. (2010). Handbook of research on digital media and advertising: User generated content consumption: User generated content consumption. Hershey: IGI Global.
10. Griffiths L., Walmsley B. (2018). Considering the relationship between digitally mediated audience engagement and the dance-making process. Digital Echoes: Spaces for Intangible and Performancebased Cultural Heritage. New York: Palgrave Macmillan.
11. Kahneman D. (2011). Fast and slow thinking. New York: Allen Lane and Penguin Books.
12. Kaiser M. (2018). Strategic Planning in the Arts: A Practical Guide. Waltham: Brandeis University Press.
13. Lacasa-Mas I., Villanueva-Benito I. (2012). Actualizacion de la opera y sus nuevos modelos de comunicacion digital. Profesional de la informacion. Vol. 21. No. 4. P. 413-418.
14. Modlinski A., Pinto L.M. (2020). Managing substitutive and complementary technologies in cultural institutions: Market/mission perspectives. Management: Journal of Contemporary Management Issues. Vol. 25. No. Special issue. P. 1-10.
15. Pernelet C. (2015). European overview of the use of digital media for opera, music, and dance education. Aix-en-Provence: European Symposium Culture and Education.
16. Rodgers Sh., Thorson E. (2017). Digital advertising: theory and research. 3rd edition. London: Routledge.
17. Turkle S. (2011). Alone together: why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books.
18. Varnelis K. (2012). Networked publics. Cambridge: MIT Press.
19. Wajcman J. (2020). Pressed for time: the acceleration of life in digital capitalism. Chicago: University of Chicago Press.
20. Wroblewski L. (2017). Culture Management: Strategy and Marketing Aspects. Berlin: Logos Verlag Berlin.
Рецензия
Для цитирования:
Трофимова Г.Н., Цагарейшвили С.А. Цифровые коммуникации в сфере оперного искусства: динамика аудитории и проблемы восприятия. Коммуникология. 2024;12(2):73-82. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-73-82
For citation:
Trofimova G.N., Tsagareyshvili S.A. Digital communications in the field of opera: audience dynamics and problems of perception. Communicology. 2024;12(2):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-73-82