Образ России как результат политического восприятия: результаты (на материале когнитивного анализа концептов Россия, Родина, страна, государство)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-97-109
Аннотация
В представленной статье поднимается проблема политического восприятия и формирования в индивидуальном и общественном сознании образа России. Гипотезой исследования выступает мыль о том, что образ России как результат политического восприятия структурируется из концептов Россия, Родина, страна и государство. Данные концепты являются базовыми для русского народа, они подробно исследованы в рамках когнитивной лингвистики. Однако тенденции политического восприятия возможно проследить изучая изменения в восприятии носителями русского языка соответствующих концептов. В рамках метода свободных ассоциаций 326 респондентов подбирали атрибутивные распространители к лексемам, вербализующим соответствующие концепты. Проведенное исследование позволило стало (1) выявить спектр атрибутов, характерных для каждого концепта составляющего образ России; (2) определить пересекающиеся, то есть повторяющиеся и наиболее распространенные определения, свидетельствующие о ключевых характеристиках концептов; (3) выделить наиболее уникальные, неологичные словосочетания, демонстрирующие тенденции в динамике концептов; (4) визуализировать образ России (его ключевые и периферийные характеристики), что позволяет охарактеризовать тенденции политического восприятия.
Об авторе
О. В. КотляроваРоссия
Котлярова Ольга Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
600017, г. Владимир, ул. Горького, 59А
Список литературы
1. Ананьева С.В., Габдуллина В.И. (2019). От концепта дома – к концепту Родины // Мир науки, культуры, образования. № 2 (75). С. 486-470.
2. Антонюк Е.Ю. (2013). Культурологический подход к концепту «Образ страны» // Познание стран мира: история, культура, достижения. № 1. С. 87-94.
3. Аскольдов С.А. (1997). Концепт и слово / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia.
4. Воркачев С.Г. (2011). Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 70. №. 5. С. 64-74.
5. Герасименко И.А., Царегородцева С.С. (2017). Концепт «Россия» сквозь призму языковой картины мира жителей Крыма // Межкультурные коммуникации. Тезисы докладов участников международной научной конференции. С. 27-28.
6. Даренская М. (2007). Восприятие образа политического лидера // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 5. С. 159-160.
7. Денисова Т.А. (2006). Репрезентация концептов мужчина и женщина в языковом сознании русского народа. Дис. … канд. филол. наук. Тамбов.
8. Ежова В.С. (2020). Восприятие образов двух политических деятелей; Барак Обамы и Мохаммеда Ибн Рашид Аль Мактума (через платформу Instagram) // Modern Science. № 12-3. С. 174-178.
9. Ермакова О.П. (1971). О синтаксической совместимости определения и предложнопадежных форм существительных // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга.
10. Карасик В.И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена».
11. Кисель В.А. (2018). Образ Канала в Тувинской культуре (эмоциональное восприятие и политическая конъюнктура) // Кунсткамера. № 2. С. 153-161.
12. Котелова Н.З. (1975). Значение слова и его сочетаемость. Л.: Наука.
13. Котлярова О.В. (2019). Динамичность культурно значимых концептов государство и народ в русской языковой картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 12. № 5. С. 132-136.
14. Мадмарова Г.А. (2017). Межкультурные концепты в тексте художественного произведения. Бишкек: Бийиктик.
15. Мещеряков А.Н. (1999). Хрестоматия по географии России. Образ страны: пространства России // Вестник Евразии. № 1-1. С. 170-182.
16. Митина О.В., Петренко В.Ф. (2018). Опыт использования психосемантической методики «Образ политического лидера» для сопоставительных исследований восприятия имиджей политических деятелей // Ярославский педагогический вестник. № 5. С. 256-269.
17. Палитай И.С. (2022). Образ будущего современной России у студенческой молодежи Москвы // Образ будущего. Сборник тезисов Второй Международной научно-практической конференции. Орёл. С. 146-149.
18. Перж Ф.Е. (2014). Анализ рационального уровня восприятия образа российского государства в массовом политическом сознании граждан России // Представительная власть XXI век. № 2-3 (129-130). С. 67-70.
19. Самсонова Н.Г. (2021). Образ Испании в России (вторая половина 1970-х – 1880-е гг.): особенности восприятия общественно-политической сферы // Концепт: философия, религия, культура. Т. 5. № 2 (18). С. 131-146.
20. Семенова Е.С. (2006). Психологические механизмы восприятия образов «своего» и «чужого» политических лидеров (на примере образов В.В. Путина и Г. Шредера) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 6. С. 86-94.
21. Смулькина Н.В. (2023). Политическое лидерство: особенности Российского политического восприятия // Личность в пространстве и времени. № 12. С. 94-102.
22. Степанов Ю.С. (1997). Русский язык: энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия.
23. Федорищева О.В. (2023). Особенности восприятия молодежью образа политического лидера в СМИ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 5. С. 135-140.
24. Bajwa F. (2022). Impact of packaging politics and branding of political leaders on public’s political perception. Journal of Development and Social Sciences. Vol. 3. № 2. P. 663-672.
25. Kabaçam S.B. (2020). Perception of democracy in the political culture. World of Ideas and Politics. Vol. 19. № 1. P. 230-242.
Рецензия
Для цитирования:
Котлярова О.В. Образ России как результат политического восприятия: результаты (на материале когнитивного анализа концептов Россия, Родина, страна, государство). Коммуникология. 2024;12(2):97-109. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-97-109
For citation:
Kotlyarova O.A. The image of Russia as a result of political perception (based on the results cognitive analysis of the concepts of Russia, Homeland, Country, and State). Communicology. 2024;12(2):97-109. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-97-109