Особенности рейтингования при подготовке специалистов в области стратегических коммуникаций, рекламы и связей с общественностью: компетентностный подход
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-124-137
Аннотация
В статье рассматривается проблематика оценки уровня профессиональной подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью в рамках применения компетентностного подхода к образованию в современных вузах. Авторы считают недостаточным построение рейтинга студентов только на основе академической успеваемости и предлагают изменения критериев рейтинга для оценки уровня приобретаемых навыков и компетенций, необходимых в будущей профессии. Для повышения мотивации к обучению предлагается использовать креативный потенциал будущих специалистов по связям с общественностью. Авторский подход заключается во внедрении элементов геймификации, в том числе игровых элементов и лексики, хорошо известных студентам по компьютерным играм. Особое внимание уделено транспарентности и наглядности формирования рейтинговых таблиц. Опыт такого рейтингования прошел апробацию в МГИМО МИД России в течение ряда лет и показал повышение мотивации студентов и, как следствие, их успеваемости. Данная методика будет полезна для повышения эффективности образовательного процесса как преподавателям по специальностям «Реклама», «Стратегические коммуникации», «Связи с общественностью», «Брендинг», так и преподавателям других гуманитарных дисциплин, в которых компетенции являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки.
Об авторах
В. Ю. БатуринаРоссия
Батурина Виктория Юрьевна – кандидат культурологии, доцент кафедры русского языка и литературы
119454, Москва, пр-т Вернадского, 76
В. И. Голубева
Россия
Голубева Валентина Ивановна – кандидат технических наук, доцент, преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Факультета Международной журналистики
119454, Москва, пр-т Вернадского, 76
А. М. Малыгина
Россия
Малыгина Анна Михайловна – преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Факультета Международной журналистики
19454, Москва, пр-т Вернадского, 76
Список литературы
1. Абилкасимова Г., Абдиракиш К.Д. (2016). Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. № 8. С. 11-13.
2. Акапьев В.Л., Немыкина Н.В. Немыкин Н.И. (2013). Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. № 11-7. С. 1402-1406.
3. Андрух О.Н., Сидорова А.С. (2016). Компетентностная модель преподавателя вуза // Известия Института инженерной физики. № 2 (32). С. 81-84.
4. Артамонова В.В. (2018). Развитие концепции геймификации в XXI веке // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 10. № 2-2. С. 37-43.
5. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. (2020). Педагогические технологии для современного поколения // Ярославский педагогический вестник. № 3 (114). С. 8-16.
6. Бейсбекова Ж.Б. (2015). Компетентностный подход – новая модель образования // Успехи современного естествознания. № 1. С. 115-120.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. (2003). Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. С. 8-14.
8. Бредихина Н.С. (2017). Феномен геймификации в продвижении дистанционных образовательных услуг // Коммуникативные исследования. № 2 (12). С. 96-108.
9. Бринкер Т. (2009). Ключевые компетенции и профессиональная способность. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1). Москва.
10. Варенина Л.П. (2014). Геймификация в образовании // Историческая и социальнообразовательная мысль. № 6-2. С. 314-317.
11. Винникотт Д.В. (2002). Игра и реальность / Под ред. Сизиковой И.В. М.: Институт общегуманитарных исследований.
12. Говоров А.И., Говорова М.М., Валитова Ю.О. (2018). Оценка актуальности разработки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образовании. № 2. С. 39-54.
13. Голубева В.И., Моргунова О.А. (2023). Таргетирование по сенсорно-репрезентативным системам при написании рекламных и PR текстов (опыт разработки методики для студентов МГИМО) // Litera. №9. С. 101-122. DOI: 10.25136/2409-8698.2023.9.37551 EDN: ZOWYNO
14. Зеер Э.Ф. (2005). Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. № 3 (33). С. 27-40.
15. Иванов Д.А. (2007). Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды.
16. Казинец В.А., Тринадцатко О.А. (2020). Компетентностная модель высшего образования // Современные наукоемкие технологии. № 12-1. С. 160-165.
17. Коган Е.Я. (2011). Компетентностный подход и новое качество образования / Под ред. Великановой А.В. Самара: Профи.
18. Кострова Ю.С. (2011). Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. № 12-2. С. 102-104.
19. Мединцева И.П. (2012). Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Международной научной конференции. М.: Буки-Веди.
20. Меньшиков П.В., Новикова В.С. [и др.] (2022). Основы теории и практики интегрированных коммуникаций и медийной политике в «новой реальности»: учебное пособие / Под редакцией П.В. Меньшикова. Москва: МГИМО-Университет. EDN: ABNNXA.
21. Меньшиков П.В., Юсупова Е.Е. [и др.] (2020). Информационно-коммуникационные технологии третьего тысячелетия: учебное пособие / Под редакцией П.В. Меньшикова. Москва: МГИМО-Университет. EDN: ZRTMGB.
22. Орлова О.В., Титова В.Н. (2015). Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 9 (162). С. 60-64.
23. Радаев В.В. (2019). Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
24. Разуваева Т.А. (2012). Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. № 28. С. 986-989.
25. Селеменева Т.А. (2018). К оценке эффективности компетентностно-ориентированного обучения в вузе // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, сентябрь). Чебоксары: Среда.
26. Слепцова А.Е. (2018). О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей (г. Чебоксары, ноябрь ). Чебоксары: Среда.
27. Ульянина О.А. (2018). Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. Т. 10. № 2. C. 135-147.
28. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. (2012). Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Омскбланкиздат.
29. Фешина Е.В., Красноплахтова Л.И., Костенко И.В. (2019). Анализ проблем внедрения компетентностного подхода в высшей школе. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Чебоксары, июнь) / Под ред. Ж.В. Мурзиной и др. Чебоксары: Среда.
30. Хуторский А.В. (2003). Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. С. 58-64.
31. Чоу Ю. (2021). Геймифицируй это. Как стимулировать клиентов к покупке, а сотрудников – к работе. М.: Бомбора.
32. Bartle R.A. (2004). Designing virtual worlds. Indianapolis: New Riders.
33. Burke B. (2016). Gamify: How gamification motivates people to do extraordinary things. New York: Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Батурина В.Ю., Голубева В.И., Малыгина А.М. Особенности рейтингования при подготовке специалистов в области стратегических коммуникаций, рекламы и связей с общественностью: компетентностный подход. Коммуникология. 2024;12(2):124-137. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-124-137
For citation:
Baturina V.Y., Golubeva V.I., Malygina A.M. Competence-based ranking in training of specialists in the field of strategic communications, advertising and public relations. Communicology. 2024;12(2):124-137. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-124-137