Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Воспитание экологической ответственности обучающихся на основе интегрально-диалоговой технологии

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-150-158

Аннотация

Статья посвящена проблеме воспитания экологической ответственности обучающихся на основе интегрально-диалоговой технологии. Актуальность проблемы обусловлена процессами экологизации и гуманизации современного образования. В статье раскрыт интегральный потенциал культурного наследия, материализующего идеи сотворчества человека и природы, национальные ценности и традиции народов страны. Выявлена теоретико-методологическая база разработки интегрально-диалоговой технологии воспитания экологической ответственности; раскрыт содержательный аспект технологии, связанный с использованием историко-культурного наследия в качестве объекта познания особенностей взаимодействия человека и природы. Рассмотрены сущность и процессуальные особенности интегрально-диалоговой технологии, предусматривающей последовательную реализацию культурно-экологических ситуаций-погружений в историко-культурное наследие. Последовательность таких ситуаций выстроена с учетом этапов формирования экологической ответственности и включает в себя три стадии: (1) фокусировка на целом: встреча; (2) фокусировка на части: диалог; (3) фокусировка на целом: действуем ответственно1. Указанные стадии обеспечивают системное рассмотрение историко-культурного наследия через категориальную матрицу целого и части, а также целостное воздействие на все сферы сознания личности в процессе воспитания экологической ответственности.

Об авторах

А. А. Лощилова
Мининский университет
Россия

Лощилова Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

 



Н. Ф. Винокурова
Мининский университет
Россия

Винокурова Наталья Фёдоровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования

603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

 



Список литературы

1. Веденин Ю.А. (2000). Формирование нового культурного экологического подхода к сохранению наследия (в контексте истории создания Российского института культурного и природного наследия) // Экология культуры: альманах Ин-та наследия «Территория». М.: Российский Институт культурного и природного наследия. С. 25-30.

2. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е., ред. (2004). Культурный ландшафт как объект наследия. Москва; Санкт-Петербург.

3. Винокурова Н.Ф. (2021). Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Т. 16. № 4. С. 65-74.

4. Винокурова, Н.Ф., Лощилова А.А. (2023). Методология и технология ландшафтного воспитания будущих педагогов на основе культурного наследия // Непрерывное образование: XXI век. № 2(42). С. 2-19.

5. Гагарин A.B. (2005). Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания. Москва: РУДН.

6. Ермаков Д.С., И.Т. Суравегина (2005). Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем. Новомосковск.

7. Захлебный А.Н. (1981). Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика.

8. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. (1998). Отношение школьников к природе. Москва: Педагогика.

9. Каропа Г.Н. (2000). Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ.

10. Карпова Н.Н. (2005). Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач: автореф. дис. канд. пед. наук. Мocква.

11. Коваленко О.П. (2002). Педагогическая технология формирования эколого-социальной ответственности студентов педагогического университета: дис. канд. пед. наук. Тольятти.

12. Коренная В.С. (2020). Репрезентация культурного и природного наследия в школьных образовательных программах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 5 (97). С.151-158.

13. Кучер Т.В. (1990). Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя. М.: Просвещение.

14. Лихачев Д.С. (1982). Экология культуры // Знание – сила. № 6. С. 22-24.

15. Лощилова А. А. (2021). Интегральный подход к отбору и структурированию содержания ландшафтного воспитания // Проблемы современного педагогического образования. № 70-4. С. 229-233.

16. Лощилова А. А. (2023). Технология воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия: интегральный подход // Проблемы современного педагогического образования. № 80-2. С. 200-203.

17. Мамедов Н.М. (2010). Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. Вып. 2 (6). С. 33-46.

18. Моисеев Н.Н. (2010). Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. № 2. С. 4-7.

19. Мухина В.С. (2011). Феноменология развития и бытия личности (Научная школа академики РАО, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной) // Развитие личности. №1. С. 8-18.

20. Панов В.И. (2022). Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 15. № 3.

21. Сильченкова Т.Н. (2004). Культурно-историческое наследие и природные ресурсы в профессиональном образовании менеджеров туризма (на примере Смоленской области). Вязьма: МГИУ.

22. Смирнова О.В. (2014). Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития // Вестник Мининского университета. № 2.

23. Суравегина И.Т. (1986). Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва.

24. Уилбер К. (2004). Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. Москва: АСТ.

25. Чуприкова Н.И. (2009). Сознание в функциональной системе психического отражения, регуляции поведения и деятельности // Методология и история психологии. Вып. 1 [эл. ресурс]: https://psyjournals.ru/mip/2009/n1/43492.shtml (дата обращения 10.02.2024).

26. Шапинская Е.Н. (2016). Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодёжи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. № 4 (23). С. 53-61.

27. Ясвин В.А. (2000). Психология отношения к природе. Москва: Смысл.

28. Dunlap R.E., Liere Van, Kent D. (2000). Measuring endorsement of the new ecological paradigm: A revised NEP scale. Journal of Social Issues. No. 56 (3). P. 425-442.

29. Hungerford H.R., Volk T.L. (1990). Changing Learner Behavior Through Environmental Education. Journal of Environmental Education. No. 21. P. 8-21.

30. Sánchez M.J., Lafuente R. (2010). Defining and measuring environmental consciousness. Rev. Int. Sociol. No. 68. P.731-755. DOI: 10.3989/ris.2008.11.03.

31. Tilikidou I., Zotos Y. (1999). Ecological consumer behaviour: review and suggestions for future research. Medit. Vol 10. № 1. P. 14-21.


Рецензия

Для цитирования:


Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Воспитание экологической ответственности обучающихся на основе интегрально-диалоговой технологии. Коммуникология. 2024;12(2):150-158. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-150-158

For citation:


Loshchilova A.A., Vinokurova N.F. Education of environmental responsibility of students based on integral-dialogue technology. Communicology. 2024;12(2):150-158. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-150-158

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)