Событийная коммуникация музеев университетов и научных организаций (на примере акции «Ночь музеев – 2024» в Санкт-Петербурге)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-83-92
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению событийной коммуникации на примере участия во всероссийской акции «Ночь музеев» музеев университетов и научных организаций Санкт-Петербурга в 2024 году. Социологический опрос петербуржцев показал достаточную осведомленность об акции «Ночь музеев»: каждый второй знает как об акции, так и о ее проведении в 2024 году в Северной столице. Однако желающих принять участие в ней в 2024 году не превысило 20%, тем более посетить музеи вузов и учреждений науки (2%). Анализируя категорию «событийная коммуникация» на стыке методологических подходов политологии и дискурсологии, автору представляется перспективным изучение взаимовлияния трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в контексте реализации стратегии национальной безопасности.
Об авторе
М. С. АрканниковаРоссия
Арканникова Марина Сергеевна – кандидат политических наук, доцент, директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института; докторант института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по молодежной политике
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
Список литературы
1. Арканникова М.С. (2023). Стратегические коммуникации корпоративных музеев как инструмент продвижения национальных интересов страны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Т. 2. № 2. С. 65-77.
2. Арканникова М.С. (2022). Стратегические коммуникации музейных институций // Коммуникология. Т. 10. № 4. C. 35-47.
3. Бахтин М.М. (1990). Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература.
4. Бурдье П. (2005). Социальное пространство: поля и практика / Пер. с франц. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии.
5. Ван Дейк Т.А. (2015). Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».
6. Гавра Д.П. (2024). Трансформация стратегических коммуникаций в глубоко медиатизированном социуме // Медиа в современном мире. 63-ие Петербургские чтения: Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2024 года. СПб.: Медиапапир.
7. Гавра Д.П., Арканникова М.С. (2024). Музейный дискурс в системе национальной безопасности в условиях информационного противостояния: к постановке проблемы // Коммуникология. Т. 12. № 1. С. 144-155.
8. Ортега-и-Гассет Х. (2002). Восстание масс / Пер. с исп. М.: Издательство АСТ.
9. Русакова О.Ф. (2023). К вопросу о понятии «режим политики памяти»: методологический анализ // Дискурс-Пи. Т. 20. № 1. С. 27-45.
10. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г., Моисеенко Я.Ю. (2022). Дискурс политики памяти: исследования символических аспектов // Дискурс-Пи. Т. 19. № 2. С. 154-171.
11. Семененко И.С., Лапкин В.В., Морозова Е.В. и др. (2023). Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. М.: Издательство «Весь Мир».
12. Смирнова А.Ю. (2016). Событийные коммуникации в культуре постмодерна: культурфилософский анализ. Автореф. дис. … канд. фил. наук. М.
13. Тесля А.А., Тульчинский Г.Л., Золян С.Т. и др. (2022). Идентичности: семиотика репрезентации и прагматика позиционирования. Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.
14. Фуко М. (1996). Археология знания / Пер. с франц. Киев: Ника-Центр.
15. Фуко М. (2006). Дискурс и истина / Пер. с англ. А.М. Корбута. Минск.: Пропилеи.
16. Хайдеггер М. (2003). Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио.
17. Хайдеггер М. (1993). Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика.
18. Хейзинга Й. (1988). Осень Средневековья / Пер. с нидерланд. Д.В. Сильвестрова. М.: Наука.
19. Хейзинга Й. (1997). Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Пер. с нидерланд. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция.
20. Baudrillard J. (1970). La société de consommation: Ses mythes, ses structures. Paris: Denoël.
21. Grunig J.E. (1989). Symmetrical presuppositions as a framework for public relations theory. In: Public Relations Theory. New Jersey: Lawrence Erlbaum.
22. Habermas J. (1984). The theory of communicative action. Boston: Beacon Press.
Рецензия
Для цитирования:
Арканникова М.С. Событийная коммуникация музеев университетов и научных организаций (на примере акции «Ночь музеев – 2024» в Санкт-Петербурге). Коммуникология. 2024;12(3):83-92. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-83-92
For citation:
Arkannikova M.S. Event communication of university museums and scientific organizations (based on the experience of the “Night of Museums – 2024” in St. Petersburg). Communicology. 2024;12(3):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-83-92