Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть I)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-105-115
Аннотация
В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социально-коммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.
Об авторах
Д. П. ГавраРоссия
Гавра Дмитрий Петрович – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
199004, г. Санкт-Петербург, 1-ая линия Васильевского острова, 26
Ю. П. Байер
Россия
Байер Юлия Паулевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий
119178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 57
Список литературы
1. Гавра Д.П., Байер Ю.П. (2021). Креативный социальный потенциал цифрового общества // Управленческое консультирование. № 10(154). С. 54-61. DOI 10.22394/1726-1139-2021-10-54-61.
2. Иванкина Л.И. (2005). Педагогика творчества // Известия Томского политехнического университета. Т. 308, № 4. С. 217-220.
3. Политыко С.Д. (2004). Антропология творчества: автореферат дисс. … канд. филос. наук, специальность 09.00.13 “Философская антропология, философия культуры”. Москва.
4. Amabile T. (1996). Creativity in context: Update to the social psychology of creativity. Boulder, CO: Westview Press.
5. Andriopoulos C., Lowe A. (2000). Enhancing organisational creativity: the process of perpetual challenging. Management Decision. No. 38 (10). P. 734-742.
6. Cook P. (1998). Best practice creativity. Hampshire: Gower Publishing Limited.
7. Craft A., Cremin T., Hay P., Clack J. (2014). Creative primary schools: developing and maintaining pedagogy for creativity. Ethnography and Education. No. 9 (1). P.16-34.
8. Jackson P.W., Messick S. (1965). The person, the product, and the response: Conceptual problems in the assessment of creativity. Journal of Personality. Vol. 33. No. 3. P. 309-329.
9. Guilford J.P. (1950). Creativity. American Psychologist. No. 5. P. 444-454.
10. Herbert A. (2010). The Pedagogy of Creativity. L.; NY: Routledge.
11. Herbig P., Jacobs L. (1996). Creative problem solving styles in the USA and Japan. International Marketing Review. Vol. 13. No. 2. P. 63-71.
12. Kaufman J., Sternberg R., eds. (2006). The International Handbook of Creativity. Cambridge University Press.
13. Kneller G. (1965). The art and science of creativity. L.: Holt, Rinehart and Winston, Inc.
14. Merrotsy P. (2017). Pedagogy for creative problem solving. L.: Routledge.
15. Nayak A. (2008). Experiencing creativity in organizations: A practice approach. Long Range Planning. No. 41. P. 420-439.
16. Perry-Smith J., Shalley C. (2003). The Social Side of Creativity: A Static and Dynamic Social Network Perspective. Academy of Management Review. Vol. 28. No. 1. P. 89-106.
17. Runco M. (1998). Creativity research: Originality, utility, and integration. Creativity Research Journal. Vol. 1. No. 1. P. 1-7.
18. Stein M. (1953). Creativity and Culture. Journal of Psychology. Vol. 36. No 2. P. 311-322.
Рецензия
Для цитирования:
Гавра Д.П., Байер Ю.П. Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть I). Коммуникология. 2024;12(3):105-115. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-105-115
For citation:
Gavra D.P., Bayer Yu.P. Creativity and Creative Subject in the Field of Social Communications: modern understanding and basic characteristics (part I). Communicology. 2024;12(3):105-115. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-105-115