Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Потенциал элит в консолидации общественного мнения: традиции Востока и Запада

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-150-162

Аннотация

Авторы исходят из классического понимания элиты как социальной группы, наделенной властью и способной влиять на общественное сознание. В статье рассматривается роль элит – политических, экономических и социальных – в формировании общественных представлений, ценностей и политических установок. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, усилением геополитической конфронтации и формированием полярных идеологических концепций по обе стороны океана, с другой – специфическими характеристиками медиасреды, которые ведут к усилению центробежных процессов и поляризации общественного мнения в отношении текущих событий, ценностей, идеологии. Авторами принимается во внимание получившая широкое распространение гипотеза об относительной гомогенности и элит (Huntington, Sklair) – в том смысле, что культурные различия и стереотипы влияют на принятие решений в этой среде наименьшим образом. Это предположение стало отправной точкой в выборе темы, предопределило поиск возможных точек соприкосновения в выстраивании публичного диалога, и, в целом, послужило основанием для концептуальной оценки способности элит к урегулированию непреодолимых противоречий между различными сегментами политического медиапространства. Авторами выявлены сходства и различия в понимании социальной и политической роли элит на востоке и на западе и предложены возможные направления развития диалога. Исследование опирается на труды классиков теории элит, а также современные исследования в области социальных коммуникации и медиапотребления.

Об авторах

Н. В. Кириллина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Россия

Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84



М. А. Родионов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Родионов Михаил Александрович – доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности; профессор

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82/1



Т. А. Волкова
Управляющая компания «Лидер»
Россия

Волкова Татьяна Александровна – начальник отдела правового обеспечения собственной деятельности

117556, г. Москва, Симферопольский б-р, 13



Список литературы

1. Кастельс М. (2016 [2009]). Власть Коммуникации / Пер. с англ. Н.М. Тылевич, ред. А.И. Черных. М.: Изд. Дом ВШЭ.

2. Кириллина Н.В. (2021). Фрагментация цифрового пространства и социокультурные аспекты развития цифровой дипломатии // Россия и мир: диалоги. 2021: Материалы Пятой международной научно-практической конференции, Москва, 18–19 марта 2021 года / Под ред. В.В. Комлевой, Е.А. Кузьменко. М.: Научная библиотека. С. 88-95. EDN: AKTGBU.

3. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Т. 10. № 2. С. 170-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179.

4. Кириллина Н.В., Фабричных М.А. (2023). Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории // Коммуникология. Т. 11. № 4. С. 51-59. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59.

5. Луман Н. (2007 [1984]). Социальные системы. Очерк общей теории / Под ред. Н.А. Головина; пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб: Наука.

6. Манхейм К. (1994 [1929]). Идеология и утопия // Избранное. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ. С. 7-276.

7. Миллс Ч. (2007 [1956]). Властвующая элита / Пер. с англ. Е.И. Розенталь, Л.Г. Рошаль, В.Л. Кон. М.: Директ-Медиа.

8. Родионов М.А., Волкова Т.А. (2015). Китайские политические элиты: история и современность // Социально-гуманитарные знания. № 4. С. 260-274.

9. Родионов М.А., Волкова Т.А. (2016). Политические элиты: история и современность: Монография. М.: Социально-гуманитарные знания.

10. Родионов М.А., Волкова Т.А. (2018). Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. № 4. С. 126-137.

11. Родионов М.А., Волкова Т.А. (2019). Трансформация политических коммуникаций в условиях динамики современных властных элит // Коммуникология. Т. 7. № 1. С. 128-142. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-128-142.

12. Хабермас Ю. (2016 [1961]). Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества / Пер. с нем. В.В. Иванов, ред. М.М. Беляев. М.: Весь мир.

13. Шарков Ф., Якушина О. (2020). Концептуальные модели межкультурных отношений в процессе формирования идентичностей индивидов и групп // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2 (156). C. 385-404. DOI: 10.14515/monitoring.2020.2.769.

14. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В., Киреева О.Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского) // Полис. Политические исследования. № 4. С. 182-191. DOI: 10.17976/jpps/2023.04.13.

15. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566.

16. Элиты стран Востока (2011) / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки, Центр изучения совр. проблем Юго-Восточной Азии и АТР; под ред. А.Ю. Другова, Н.П. Малетина, О.В. Новаковой . Москва: Ключ-С.

17. Appadurai A. (1996). Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. University of Minnesota Press.

18. Berners-Lee T. (2019). Contract for the WEB: A global plan of action to make our online world safe and empowering for everyone [el. source]: https://contractfortheweb.org (accessed 04.08.2024).

19. Castells M. (2000). The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. John Wiley & Sons.

20. Castells M. (2008). The New Public Sphere: Global Civil Society, Communication Networks, and Global Governance. In: The Annals of the American Academy of Political and Social Science. No. 616 [access mode]: http://prtheories.pbworks.com/w/file/fetch/45138545/Castells_2008_The_New_Public_Sphere.pdf.

21. Damela G., Campos A.S. (2022). Introduction. Elite Theory: Philosophical Challenges. Topoi. An International Review of Philosophy. Vol. 41. P. 1-5.

22. Gilens M, Page B.I. (2014). Testing Theories of American Politics: Elites, Interest Groups, and Average Citizens. Perspectives on Politics. No. 12 (3). P. 564-581. DOI: 10.1017/S1537592714001595.

23. Hirschman A.O. (1991). The rhetoric of reaction: perversity, futility, jeopardy. The Belknap Press of Harvard University Press.

24. Huntington S. (2004). Dead Souls? The Denationalization of the American Elite. The National Interest.

25. McBride S. (1980). Many voices, one world: towards a new more just and more efficient world information and communication order / report by the International Commission International Commission for the Study of Communication Problems. UNESCO [access mode]: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000040066.

26. McLuhan M., Fiore Q. (1968). War and Peace in the Global Village: An Inventory of Some of the Current Spastic Situations That Could Be Eliminated by More Feedforward. NY: Bantam.

27. Michels R. (1962). Political parties: a sociological study of the oligarchical tendencies of modern democracy. NY: The Free Press.

28. Mosca G. (1939) The ruling class. NY: McGraw-Hill.

29. Pareto V. (1935). The mind and society. NY: Harcourt, Brace & Co.

30. Sklair L. (2001). The Transnational Capitalist Class. Blackwell Publishers.

31. Van Dijk J. (2006). The network society: social aspects of new media, 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.


Рецензия

Для цитирования:


Кириллина Н.В., Родионов М.А., Волкова Т.А. Потенциал элит в консолидации общественного мнения: традиции Востока и Запада. Коммуникология. 2024;12(3):150-162. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-150-162

For citation:


Kirillina N.V., Rodionov M.A., Volkova T.A. Potential of elites in consolidation of public opinion in eastern and western approaches. Communicology. 2024;12(3):150-162. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-150-162

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)