Место стратегических экологических коммуникаций в управлении изменениями (на примере национального проекта «Экологическое благополучие»)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-164-175
Аннотация
В настоящее время в России на государственном уровне принимаются решения, формируются программы, направленные на комплексное улучшение состояния окружающей среды. Это затрагивает интересы различных аудиторий: бизнеса, общественности, федеральных и региональных групп влияния и требует построения стратегических коммуникаций, направленных на разъяснение, расширение числа сторонников, объединение усилий, легитимизацию сделанного выбора, изменение поведения. Целью исследования является анализ места стратегических экологических коммуникаций в программе действий по реализации государственных экологических стратегий. В работе автор опирается на теоретические исследования российских и зарубежных авторов по данному вопросу. В практической части анализирует коммуникации в процессе формирования национального проекта «Экологическое благополучие». Результаты проведенного исследования медиа и официальных ресурсов государственных органов власти позволяют говорить о нескольких коммуникативных моделях поведения: публичной и непубличной. Этап формирования нацпроекта сопровождается непубличной коммуникацией, что создает определенные риски при выходе информации в публичное пространство, так как со стороны различных групп могут возникнуть критика и несогласие с принятием соответствующих решений. Автор предлагает перечень возможных конфликтных тем, а также рассматривает особенности формирования стратегических экологических коммуникаций, опираясь на матрицу М. Харвелла.
Об авторе
Е. В. ПановаРоссия
Панова Елена Васильевна – кандидат политических наук, руководитель Аппарата Комитета Государственной думы России по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, научный руководитель Центра устойчивого развития Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе
103265, Москва, ул. Охотный ряд, 1
Список литературы
1. Булавинова М.П. (2018). Научная коммуникация: факторы развития // Наука и общество: современные зарубежные исследования. Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; отв. ред. Е.Г. Гребенщикова; ред.-сост. М.П. Булавинова. Москва. С. 51-62.
2. Гавра Д.П. (2021). Стратегические коммуникации и тексты стратегических коммуникаций: к теоретическому обоснованию категорий // Российская школа связей с общественностью. № 22. С. 10-30.
3. Панова Е.В. (2023). Современная экологическая политика: особенности отношений бизнеса и власти // Вестник Пятигорского государственного университета. № 2. C. 33-40.
4. Панова Е.В. (2024). Экологическая и научная коммуникации: соотнесение понятий // Коммуникология. Т. 12. № 2. С. 25-36
5. Тихомирова Е.И. (2015). Коммуникация и стратегические коммуникации // Петербургская школа PR: от теории к практике. СПб.: Издательство СПбГУ.
6. Braus J. (2009). Tools of engagement: how education and other social strategies can engage people in conservation action. In: Free Choice Learning and the Environment. Lanham, MD: AltaMira Press.
7. Goldberg J. et al. (2016). Climate change, the great barrier reef and the response of Australians. Palgrave Communications. Vol. 2. No. 1. P. 1-8.
8. Hallahan K. et al. (2007). Defining strategic communication. International Journal of Strategic Communication. Vol. 1. No. 1. P. 3-35.
9. Harwell M.C. (2020). Establishing a common framework for strategic communications in ecosystem-based management and the natural sciences. In: Ecosystem-based management, ecosystem services and aquatic biodiversity: Theory, tools and applications. Cham: Springer Nature.
10. Liang Y., Kee K.F., Henderson L.K. (2018). Towards an integrated model of strategic environmental communication: advancing theories of reactance and planned behavior in a water conservation context. Journal of Applied Communication Research. Vol. 46. No. 2. P. 135-154.
11. Long R.D., Charles A., Stephenson R.L. (2015). Key principles of marine ecosystem-based management. Marine Policy. Vol. 57. No. 1. P. 53-60.
12. Mattheiß V. et al. (2018). Evaluation of ecosystem-based management responses in case studies: AQUACROSS Deliverable 8.2. In: European Union’s Horizon 2020 Framework Programme for Research and Innovation Grant Agreement No. 642317.
13. McLoughlin N. (2021). Communicating efficacy: how the IPCC, scientists, and other communicators can facilitate adaptive responses to climate change without compromising on policy neutrality. Climatic Change. Vol. 169. No. 5. P. 3-17.
14. Mortenius H. (2014). Creating an interest in research and development as a means of reducing the gap between theory and practice in primary care: an interventional study based on strategic communication. International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 11. No. 9. P. 8689-8708.
15. Myer M., Johnston J.M. (2020). Models and mapping tools to inform resilience planning after disasters: a case study of hurricane Sandy and Long Island ecosystem services. In: Ecosystem-based management, ecosystem services and aquatic biodiversity: theory, tools and applications. Amsterdam: Springer.
16. Reed M.S. et al. (2018). A theory of participation: what makes stakeholder and public engagement in environmental management work? Restoration Ecology. Vol. 26. No. 1. P. 7-17.
17. VanDyke M., Lee N.M. (2020) Science public relations: the parallel, interwoven, and contrasting trajectories of public relations and science communication theory and practice. Public Relations Review. Vol. 46. No. 4.
18. Vulturius G., Andre K., Swartling A.G., Brown C., Rounsevell M. (2020). Successes and shortcomings of climate change communication: Insights from a longitudinal analysis of Swedish Forest owners. Journal of Environmental Planning and Management. Vol. 63. No. 7. P. 1177-1195.
Рецензия
Для цитирования:
Панова Е.В. Место стратегических экологических коммуникаций в управлении изменениями (на примере национального проекта «Экологическое благополучие»). Коммуникология. 2024;12(3):164-175. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-164-175
For citation:
Panova E.V. The place of strategic ecological communications in change management (based on the national project “Ecological Well-Being”). Communicology. 2024;12(3):164-175. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-3-164-175