Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82
Аннотация
В статье обсуждается роль рекомендательных сервисов как нового элемента современной медиасреды. Методология анализа предполагает, что аудиторные практики обусловлены взаимовлиянием автономной активности пользователей, с одной стороны; структурных параметров медиа, других социальных институтов – с другой. Показано, что алгоритмы рекомендательных сервисов являются важной составляющей платформенного управления в медиа бизнесе. Постоянное отслеживание поведения пользователей повышает адресность рекомендательных сервисов, способствует индивидуализации и автоматизации коммуникационного обмена в обществе информационного изобилия. Форматы реализации рекомендательных алгоритмов оказываются «встроенными» в медиапотребление, влияя на формирование культурных практик людей. Утверждается, что рекомендательные сервисы в медиа являются одной из областей производства т.н. алгоритмической культуры, как результата приложения вычислительных процедур для сортировки и иерархизации различных объектов жизненного мира на основе поведенческих данных. Предметом эмпирической части исследования являются практики использования рекомендательных сервисов российской аудиторией. Зафиксировано, что три четверти респондентов обращались к содержанию, которое предлагалось рекомендательными сервисами. При этом практики алгоритмических рекомендаций вызывают как положительные, так и отрицательные оценки. В связи с вопросом о доверии рекомендательным сервисам мнения разделились: для примерно половины респондентов характерна различная степень недоверия; тогда как для трети опрошенных присущим было доверие рекомендательным сервисам. Выявлено, что доверие рекомендательным сервисам статистически значимо коррелирует с показателями: возраста; положительными ожиданиями от внедрения технологий искусственного интеллекта и их использованием в повседневной жизни; активностью обращения к социальным сетям и платформам просмотра онлайн-видео.
Ключевые слова
Об авторе
М. М. НазаровРоссия
Назаров Михаил Михайлович – доктор политических наук, главный научный сотрудник
119333, Москва, ул. Фотиевой, 6, к.1
Список литературы
1. Вартанова Е.Л. (2019). Отечественная теория медиа: основные понятия. М.: Факультет журналистики МГУ; Издательство Московского университета.
2. Вартанова Е.Л. (2019). Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Факультет журналистики МГУ; Издательство Московского университета.
3. Володенков С.В., Артамонова Ю.Д. (2020). Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 53. С. 188-196.
4. Кириллина Н.В., Фабричных М.А. (2023). Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории // Коммуникология. Т. 11. № 4. C. 51-59.
5. Назаров М.М. (2020). Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. Т. 8. № 2. С. 108-124.
6. Паризер Э. (2012). За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас. М.: Альпина Бизнес Букс.
7. Полуэхтова И.А. (2018). Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Медиаскоп. № 4. С. 8.
8. Салихова Е.А. и др. (2022). Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы // Информационное общество. № 6. С. 84-95.
9. Шварц Б. (2002). Парадокс выбора. Как принимать решения, о которых мы не будем жалеть. М.: Бомбора.
10. Anderson С. (2009). The Longer Long Tail. New York: Random House Books.
11. Bucher T. (2018). If... Then. Algorithmic power and politics. Oxford: Oxford University Press.
12. Caplan R. (2018). Algorithmic filtering. In: Mediated communication. Berlin; Boston: De Gruyter.
13. Chandler D., Munday R. (2020). A dictionary of media and communication. Oxford.
14. Fisher E., Mehozay Y. (2019). How algorithms see their audience: media epistemes and the changing conception of the individual. Media, Culture & Society. Vol. 41. No. 8. P. 1176-1191.
15. Hallinan B., Striphas T. (2016). Recommended for you: The Netflix Prize and the production of algorithmic culture. New Media & Society. Vol. 18. No. 1. P. 117-137.
16. LaRose R. (2010). The problem of media habits. Communication Theory. Vol. 20. No. 2. Р. 194-222.
17. Naab T.K., Schnauber A. (2016). Habitual initiation of media use and a response-frequency measure for its examination. Media Psychology. Vol. 19. No. 1. Р. 126-155.
18. Rubin A.M. (1993). Audience activity and media use. Communication Monographs. Vol. 60. No. 1. P. 98-105.
19. Striphas T. (2015). Algorithmic culture. European Journal of Cultural Studies. Vol. 18. No. 4-5. P. 395–412.
20. Webster J.G. (2014). The marketplace of attention: How audiences take shape in a digital age. Cambridge, MA: The MIT Press.
21. Williams R. (1994). Television. Technology and cultural form. New York: Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Назаров М.М. Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов. Коммуникология. 2024;12(4):68-82. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82
For citation:
Nazarov M.M. Audience Cultural Practices in the Digital Media Environment: the factor of recommendation services. Communicology. 2024;12(4):68-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82