Медийное время в периметре социальной культуры
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-121-132
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные аспекты формирования в обществе социальной культуры и личности человека в пределах его труда, быта, досуга; выделяется новая категория повседневной коммуникации – медийное время, связанное с регулярным потреблением социальной информации в пространстве медиа; характеризуются с помощью функционального анализа различные по контенту и формату способы усвоения информации, полученной в медиа, в вербальном и визуальном модусах: «чтение – размышление» и «смотрение – переживание», потребляемая людьми в общем объёме медийного времени социальная информации классифицируется по мегарефлексу (самосохранение) и по мегаинтересу (развитие). В заключение автором констатируется наличие в современной публичной сфере профицита визуальной (экранно-культурной) и дефицита вербальной (книжно-культурной) медийной продукции, иллюстрируется преимущественный перцептивный эффект читабельного способа потребления информации над смотрибельным аналогом при формировании социальной культуры. На основе сделанных наблюдений автор рассматривает возможность установления общественно-государственного – организационного, юридического, финансового – патронажа над газетным, журнальным, книжным сегментами производства, распространения, потребления социально значимой информации.
Ключевые слова
Об авторе
П. Н. КиричёкРоссия
Киричёк Пётр Николаевич – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства
111395, г. Москва, ул. Юности, 5
Список литературы
1. Берг А.И. (1976). Управление, информация, интеллект. М.: Мысль.
2. Киричёк П.Н. (2014). Информация в универсуме культуры. Саратов: Научная книга.
3. Лотман Ю.М. (2000). Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ.
4. Муратов С.А. (2001). ТВ – эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений. М.: Логос.
5. Раззаков Ф.И. (2013). Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР. М.: Алгоритм.
6. Рыбакова Л.Н. (1998). Информация социальная // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Издат. группа НОРМА – ИНФРА. С. 170-171.
7. Сопкин П.Т. (2016). Журналистика: основы профессионализма (мастер-класс). Краснодар: Кубаньпечать.
8. Шарков Ф.И. (2000). Трансформация общества и природы в ноосоциетальную систему // Народонаселение. № 4. С. 78-90.
9. Шарков Ф.И., Бузин В.Н. (2012). Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Дашков и Ко.
10. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В., Киреева О.Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского) // Полис. Политические исследования. № 4. С. 182-191.
11. Шерковин Ю.А. (1975). Массовые информационные процессы // Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М.: Политиздат.
12. Шкловский В.Б. (1985). За 60 лет: Работы о кино. М.: Искусство.
Рецензия
Для цитирования:
Киричёк П.Н. Медийное время в периметре социальной культуры. Коммуникология. 2024;12(4):121-132. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-121-132
For citation:
Kirichek P.N. Media Time in the Optics of Social Culture. Communicology. 2024;12(4):121-132. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-121-132