Мотивы власти как основа коммуникации и имиджа политического лидера
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-133-148
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния мотивов власти на формирование имиджа политического лидера и его коммуникацию с населением (обществом). Основной проблемой исследования выделяется отсутствие инструмента анализа мотивов власти и инструмента анализа соответствия мотивов власти запросу граждан и политической конъюнктуре. В работе анализируются внутренние факторы, детерминирующие поведение лидеров, а также роль мотивов власти в процессе их коммуникации с обществом и в их восприятии со стороны общества. Подчеркивается значимость целенаправленного управления имиджем политических лидеров в условиях актуальной политической ситуации, где по мнению авторов значимым аспектом является выявление и акцентирование определённых мотивов власти и их соответствия запросу граждан и политической конъюнктуре. Отмечается, что в современных политических условиях успешное управление имиджем лидера требует осознанного культивирования определённых мотивов власти. Используя методы социального психоанализа, в заключении статьи авторы представили два инструмента, которые позволяют с помощью экспертов или самодиагностики кандидата (1) выявлять доминирующие мотивы власти в структуре личности, которые могут быть использованы для формирования позитивного общественного мнения и повышения эффективности политической коммуникации, (2) оценивать соответствие мотивов власти личности мотивам власти, которые запрашивают граждане и политическая конъюнктура.
Об авторах
А. В. МакаровРоссия
Макаров Андрей Викторович – администратор программы «Внутренняя политика и лидерство», преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления
119571, г. Москва, пр-т. Вернадского, 82, стр. 1
И. В. Комар
Россия
Комар Иван Вадимович –младший аналитик Группы разработки финансово-хозяйственных систем Дирекции по архитектуре и разработке
119571, г. Москва, пр-т. Вернадского, 82, стр. 1
Список литературы
1. Адлер А. (1997). Наука жить / Пер. с нем. А.А. Юдина. К.: Port-Royal.
2. Адлер А. (2011). Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. нем. А. Боровиков. М.: Академический проспект.
3. Борисенков А.А., Ульянкин П.Д. (2021). Политическое лидерство: ожидания и тенденции // Научно-практическая школа политической профессиологии: Учебно-методические материалы по дисциплине «Политическое лидерство». Выпуск 4. М.: Научная библиотека. С. 120-136.
4. Бочаров М.П. (2015). Коммуникационный аудит: вопросы теории и современная практика // Коммуникология. № 4. С. 106-115.
5. Бухарин С.Н., Цыганов В.В. (2007). Методы и технологии информационных войн. М.: Академический Проект.
6. Егорова-Гантман Е.В. (1993). Политиками не рождаются: как стать и оставаться политическим лидером. М.: Центр политического консультирования «Николо М».
7. Кириллина Н.В., Родионов М.А., Волкова Т.А. (2024). Потенциал элит в консолидации общественного мнения: традиции Востока и Запада // Коммуникология. Том 12. No 3. C. 150-162.
8. Макаров А.В., Комар И.В. (2019). Интересы студентов направления «Государственное и муниципальное управление» в условиях их подготовки к профессиональной деятельности //Внутренняя политика: проблемы и технологии управления (по материалам конференций и семинаров). Выпуск № 2. М.: Научная библиотека.
9. Макаров А.В., Комар И.В. (2021). Интересы будущих представителей государственного и муниципального управления (по результатам исследований среди студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление») // Внутренняя политика и лидерство: сборник научных трудов научно-практической школы политической профессиологии. Выпуск 5. М.: Институт региональных и международных исследований.
10. Монтень М. (2015). Опыты: полное издание в одном томе / Пер. с фр. А. Бобович, Ф. КоганБернштейн, Н. Рыкова. М.: Эксмо.
11. Нгок Л.Л. (2020). Социальные сети как механизм формирования имиджа политических лидеров // Вопросы национальных и федеративных отношений. Т. 10, № 1(58). С. 170-175.
12. Пызин В.А. (2008). Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология, 3-е изд., испр. и дополн. Тверь: Издатель Алексей Ушаков.
13. Пызин В.А., Борисенков А.А. (2021). Политическое лидерство: сущность, содержание и практико-ориентированные модели анализа // Научно-практическая школа политической профессиологии. Выпуск 4. М.: Научная библиотека. С. 6-25.
14. Селиверстова Ю.А. (2011). Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. № 1. С. 71-73.
15. Хекхаузен Х. (1986). Мотивация и деятельность / Пер. с нем., ред. Б.М. Величковского, Л.И. Анцыферовой. М.: Педагогика.
16. Шарков Ф.И. (2010). Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник. М.: Дашков и К.
17. Шестопал Е.Б., Рогач Н.Н. (2022). Образы настоящего и будущего России в политическом сознании ее граждан // Общественные науки и современность. № 6. С. 45-61.
18. Veroff J. (1957). Development and validation of a projective measure of power motivation. Journal of Abnormal and Social Psychology. No. 54 (1). P. 1-8. DOI: 10.1037/h0044832.
Рецензия
Для цитирования:
Макаров А.В., Комар И.В. Мотивы власти как основа коммуникации и имиджа политического лидера. Коммуникология. 2024;12(4):133-148. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-133-148
For citation:
Makarov A.V., Komar I.V. Motives of Power as the Basis for Communication and Image of a Political Leader. Communicology. 2024;12(4):133-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-133-148