Конструирование национального имиджа Китая в российских СМИ
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-55-68
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена ростом влияния Китая в международном политическом и экономическом пространстве и задачей формирования его национального образа в меди а. В условиях развития двусторонних отношений между Россией и Китаем механизмы репрезентации образа Китая в российских медиа приобретают особое значение как для китайских, так и для российских коллег. В исследовании применены структурно-функциональный анализ, кейс-стади и контент-анализ. В качестве репрезентативных медиа выбраны информационные агентства «ТАСС» и «РИА Новости». В качестве корпуса для анализа отобраны материалы этих двух СМИ о Китае за период с 2014 по 2023 год. Основное внимание уделяется анализу тематики, тональности и основных тенденций в сообщениях российских СМИ о Китае, изучению особенностей сообщений в российских СМИ и изменений в их направленности, а также обобщению оригинального медиаобраза Китая, создаваемого в российскими СМИ.
Об авторах
Ю. ВэйРоссия
Вэй Юйжуй – аспирант Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Г. С. Мельник
Россия
Мельник Галина Сергеевна – доктор политических наук, профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Список литературы
1. Аветисян Э .Г. (2017). Международный имидж КНР: факторы формирования и тренды // Актуальные проблемы современных международных отношений. № 9. С. 85-91.
2. Архипова Д.А. (2019). Формирование международного имиджа ХХ-ХХI вв.: основные этапы // Восточная Азия в меняющемся мире. Доклады, представленные на VI междунар. конф. молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН. С. 247-255.
3. Ведерникова М.И. (2018). Имидж страны как элемент «мягкой силы» // Политика и общество. № 1. С. 35-43.
4. Галинская Т.Н. (2013). Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. № 11(160). С. 91-94.
5. Ду Ц. (2017). Особенности имиджа КНР в русскоязычных печатно-сетевых СМИ Китая: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Москва: Рос. ун-т дружбы народов.
6. Дуань П. (2007) Коммуникационная стратегия в построении имиджа страны. Пекин: Издательство Китайского университета коммуникаций [段鹏.国家形象建构中的传播策略, 北京: 中 国传媒大学出版社] (на Кит.).
7. Зубова В.А. (2019). Изучение сущности и трактовок понятия имиджа // Молодой ученый. № 23 (261). C. 207-209.
8. Калинин О.И. (2015). Политический имидж России в СМИ КНР: К вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине. М.: Полит. лингвистика. С. 98-103.
9. Карабулатова И.С., Лагуткина М.Д. ( 2021). Образ Китая в лингвоинформационной модели современного медиадискурса (на материале русских и китайских СМИ) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. Т. 21. № 3. С. 40-53. DOI: 10.37482/2687-1505-V12.
10. Лю Л., Ли Ж., Янь Ц. (2022). К вопросу о понятии «имидж страны» // Политическая лингвистика. № 6 (96). С. 180-188. DOI: 10.26170/1999-2629_2022_06_20.
11. Лю С. (2002). Размышления о СМИ, формирующих имидж стран // Китайский журнал журналистики и коммуникации. Пекин. № 2. С. 61-66 [刘小燕. 关于传媒塑造国家形象的思考]. DOI: 10.13495/j.cnki.cjjc.2003.06.010 (на Кит.).
12. Лю Ц. (2022). Исследование имиджа Китая в России // Теории и проблемы политических исследований. Том 11. № 1А. С. 234-240. DOI: 10.34670/AR.2022.72.20.027.
13. Мельник Г.С., Барлыбаева С.Х., Альжанова А.Б. (202 0). Медиаобраз России в казахстанских СМИ // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: филология, журналистика. № 3. С. 110-116.
14. Мэн Ц., Юй С. (2019). Имидж страны: история, построение и сравнение. Нанкин: Народное изд-во Цзянсу [孟建,于嵩昕. 国家形象: 历史、构建与比较, 南京: 江苏人民出版社] (на Кит.).
15. Ощепков А.Р. (2010). Имагология // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 251-253.
16. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Рема. № 4. С. 31-40.
17. Сидорова Л.Б. (2020). Россия и Китай: соприкосновение цивилизаций // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. № 3-2. С. 210-213.
18. Сухадольская Л.Л. (2017). Положительный имидж государства как важная составляющая «мягкой силы» в реализации стратегических концепций Китая // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. №20. С.116-121.
19. Тяньтянь Ж. (2021). Формирование национального имиджа КНР в России на современном этапе как фактор «мягкой силы»: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.04. Москва: Российский университет дружбы народов.
20. Фу Л., Ма И., Ху Ф. (2018). Имидж Китая в России : формирование образа страны в контексте инициативы «Один пояс и один путь» // Научный диалог. № 6. С. 198-208. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-6-198-208.
21. Хань Ц., Таказов В.Д. (2022). Медиаобраз Синьцзян-Уйгурского автономного района в публикациях Российских СМИ (на примере онлайн-версий изданий «Российская газета и «Известия») // Вопросы теории и практики журналистики. T. 11. № 2. С. 278-292. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).278-292.
22. Хуан Ч., Пэй С., Лю Л. (2023). Изучение имиджа страны в Китае // Политическая лингвистика. № 5 (101). С. 218-226.
23. Хэ П. (2018). Формирование имиджа страны и построение культурной мягкой силы // Культурная мягкая сила. № 04. С. 85-90 (на Кит.).
24. Хэ Х. (2006). Анализ позиционирования имиджа страны Китая // Современная коммуникация. № 2. С. 113-117 [何辉.中国国家形象定位分析.现代传播]. DOI:10.3969/j.issn.1007-8770.2006.02.029 (In Chin).
25. Чжан К. (2018). Идеал и реальность: изменения национального имиджа Китая за последние 40 лет // Народный форум: Академический рубеж. № 2. С. 84-96 [张昆. 理想与现实:40年 来中国国家形象变迁]. DOI: 10.16619/j.cnki.rmltxsqy.2018.23.008 (на Кит.).
26. Чжао Т. (2019) Национальный имидж КНР в России на современном этапе // ЮжноРоссийский журнал социальных наук. №2. C. 60-69. DOI: 10.31429/26190567-20-2-60-69.
27. Шарафутдинов Д.Р. (2019) Имидж Китая в России: динамика последних трех десятилетий // Межкультурная коммуникация в новой эпохе: теория и практика. Сборник научных трудов. Междунар. конф. Гуанчжоу – Екатеринбург, 05–08 декабря 2018 года. C. 96-100.
28. Шахэти А. (2021). Анализ отношения к Китаю в разных типах сообщений российских СМИ // Историческая социально-образовательная мысль. № 2. С. 183-190. DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-2-183-190.
29. Zhu Y., Edney K., Rosen S. (eds.. 2020). Soft Power with Chinese Characteristics. London: Routledge [access mode ] : https://www.routledge.com/Soft-Power-With-Chinese-CharacteristicsChinas-Campaign-for-Hearts-and-Minds/Zhu-Edney-Rosen/p/book/9781138631670?srsltid=AfmBOorK6dxg6z6pAwqcQ-wiGl7b7YahtmTg6r7eJAhhp0BXNUQDE1y (accessed 2.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Вэй Ю., Мельник Г.С. Конструирование национального имиджа Китая в российских СМИ. Коммуникология. 2025;13(1):55-68. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-55-68
For citation:
Wei Y., Melnik G.S. Representation of the National Image of China in Russian Media. Communicology. 2025;13(1):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-55-68