Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Трансформация медиасистем постсоветских республик Центральной Азии

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-69-83

Аннотация

Медиапространство Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана в контексте глобализации и цифровизации информационных потоков изменяется общими паттернами развития, сталкиваясь при этом с похожими вызовами. Политическая целесообразность вынуждает власти стран вести поиск оптимальной модели медиасистемы, учитывающей баланс в обеспечении демократических свобод и установления достаточного контроля над информационным пространством для поддержания стабильности политического режима. Предпринимается попытка дать лаконичное, но комплексное описание состояния системы СМИ и способов её регулирования в каждой из стран региона, представлены данные о характере информационного присутствия региональных и глобальных держав. В статье также содержится анализ национальных рынков СМИ и их основных секторов – прессы, телерадиовещания, рекламы, телекоммуникационной сферы, сетевых медиа. Представлены количественные и качественные характеристики медиасистем государств постсоветской Центральной Азии, данные о характере медийного присутствия региональных и глобальных держав.

Об авторе

Ш. Х. Ризоев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Ризоев Шамсиддин Хуршедович – старший преподаватель Факультета журналистики 

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82 



Список литературы

1. Айтмурзаев Н.Т. (2017). Средства массовой информации в современной политике (на материалах Республики Кыргызстан) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 3. С. 101-105. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-3-101-105.

2. Ахмедов Х., Разуваева Т. А. (2021). Онлайн-медиа в Туркменистане // Межкультурная коммуникация в современном мире: Сбор. Науч. статей по материалам IX Межд. научно-практической конференции иностранных студентов. Пензенский государственный университет. С. 14-17. EDN MCQJSF.

3. Дементьева К.В. (2024). Системные, структурные, организационные и типологические особенности формирования региональных моделей СМИ: дисс. … д-ра филолог. наук. Москва.

4. Дзялошинский И.М. (2013). Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: АПК и ППРО.

5. Вартанова Е.Л. (2018). От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 3. № 2. С. 5-16.

6. Муратова Н.Ф. (2023). Масс-медиа Центральной Азии: между свободой слова и новыми формами цензуры // Международный журнал медиа и коммуникаций в Центральной Азии. № 1. С. 24-30. DOI: 10.62499/ijmcc.vi1.7.

7. Назаралиев Б.И. (2023). Роль телевидения в росте политической культуры граждан Республики Узбекистан // Вопросы политологии. Т. 13. № 11-1(99). С. 5651-5662. DOI: 10.35775/PSI.2023.99-1.11-1.004.

8. Пурджаева Д., Ягшиев В. (2023). Развитие интернет-журналистики в Туркменистане // Eo ipso. № 3. С. 70-71. EDN EYAFGU.

9. Ризоев Ш.Х. (2024). Медиа в системе политической коммуникации современного Таджикистана // Коммуникология. Том 12 № 4. С. 28-40. DOI: 10.21453/2311-3065-2024-12-4-28-40.

10. Салимов Д.М. (2023). Публичная политика и сетевые СМИ в среднеазиатских странах: от взаимодействия до государственного контроля // Южно-российский журнал социальных наук. Т. 24. № 2. С. 78-94. DOI: 10.31429/26190567-24-2-78-94.

11. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. (1998). Четыре теории прессы. М.: Вагриус.

12. Тайгарина Д. (2022). Тенденции развития новостных интернет-изданий в Республике Казахстан // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 7. № 2. С. 46-66. EDN ELIXHD.

13. Тухтаева М.М. (2024). Исследование процесса перехода сми Таджикистана и влияния на аудиторию через социальные сети // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. №1(78). С. 284-294. DOI: 10.24412/2077-4990-2024-178-284-294 (на тадж. яз.).

14. Шабдан Б. (2022). Билингвальный аспект в этнической журналистике стран Центральной Азии // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. Т. 2. № 1-2. С. 4-11. DOI: 10.24334/KBSU.2022.2.1.002.

15. Эрназаров К.Т., Ирназаров Ш.К., Войтик Е.А. (2020). Формирование современной национальной модели журналистики Узбекистана // Гуманитарный вектор. Т. 15. № С. 134-143. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-134-143.

16. Cengiz G. (2016). Post-Soviet Politicized Media and Free Press within the Context of Central Asian Countries. International Journal of Social Science and Humanity. No. 6. P. 909-912. DOI: 10.18178/ijssh.2016.V6.771.

17. Hallin D., Mancini P. (2012). Comparing Media Systems beyond the Western World. Cambridge: Cambridge University Press.

18. Knudsen O. (2002). Small States, Latent and Extant: Towards a General Perspective. Journal of International Relations and Development. No. 5. P. 182-198.

19. Nurumov B. A., Brown M., Ibrayeva G. Zh., Myssayeva K. N. (2021). Online Audiences of Central Asia and Kazakhstan: Choice and Preferences in the Era of Multimedia News Content. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. No. 3. P. 54-73. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.5473.

20. Muratbekova A. (2024). Digitalization in Central Asia: Progress and Potential. In: Akıllı E., Güneş B., Güner O. (eds) Digital Diplomacy in the OSCE Region. Contributions to International Relations. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-031-50966-7_4.

21. Rickli J.-M., Almezaini K. (2016). Theories of small states’ foreign and security policies and the Gulf States. In: The Small Gulf States. London: Routledge. DOI: 10.4324/9781315619576.


Рецензия

Для цитирования:


Ризоев Ш.Х. Трансформация медиасистем постсоветских республик Центральной Азии. Коммуникология. 2025;13(1):69-83. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-69-83

For citation:


Rizoev Sh.Kh. Transformation of Media Systems in the Post-Soviet States of Central Asia. Communicology. 2025;13(1):69-83. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-69-83

Просмотров: 771


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)