Недостоверная социальная информация: формы распространения в новых медиа
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-85-96
Аннотация
В статье рассматривается проблема увеличения количества недостоверной информации, обусловленной ростом числа новых медиа, гражданской журналистики, верификация информации в которых зачастую бывает формальной и в целом уступает профессиональным СМИ. Под недостоверной информацией рассматриваются сведения, не соответствующие действительности; сведения, указывающие на факты, которые не существовали в действительности или не существовали в том виде, как это представлено в тех или иных медиа. На основе обзора теоретических источников в сопоставлении со статистическими данными и нормативными документами, регламентирующими практики предотвращения дезинформации и преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, авторами выделяются формы недостоверной информации в новых медиа: фальшивые личности, тролли, манипуляция алгоритмами, боты в социальных сетях, искаженные визуальные образы и мемы.
Об авторах
В. В. КомлеваРоссия
Комлева Валентина Вячеславовна – доктор социологических наук, профессор, директор центра международных стратегических исследований ; заместитель директора по научной работе
Москва
П. Ю. Симонов
Россия
Симонов Павел Юрьевич – эксперт по вопросам информационной безопасности, аспирант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84
Список литературы
1. Балекина В. М. (2022). Понятие заведомо недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений в праве // Административное и муниципальное право. № 2. С. 1-12.
2. Бейненсон В.А. (2022). Методика обнаружения манипулятивной и недостоверной информации в массмедиа: Учебно-методическое пособие по курсу «Психология журналистики». Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
3. Вакурова Н.В., Лебедева Е.Г. (2021). Фейки в социальных медиа: фабрикация, распространение и диагностические признаки недостоверной информации // Вестник Пятигорского государственного университета. № 1. С. 37-42.
4. Ваховский А.М. (2021). Распространение недостоверной информации в интернете в контексте современного политического процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3. С. 25-35.
5. Гендина Н.И. (2021). Информационная культура. М.: Юрайт.
6. Го Ч. (2022). Новые медиа в информационном пространстве России: проблемы и перспективы // Теории и проблемы политических исследований. Т. 11. № 4А. С. 162-169.
7. Дорофеева В.В. (2019). Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 8. № 4. С. 774-786.
8. Ефрюкова В.А., Шутов В.А. (2023). Манипулирование сознанием в современных условиях информационной войны // Информационные системы и технологии. № 4 (138). С. 101-107.
9. Зырянова М.О. (2020). Способы противодействия распространению фейковой информации // Общество: социология, психология, педагогика. №. 6. С. 80-83.
10. Игнатова И.Б., Зубаркина Е.С., Землянский А.В. (2022). Новые медиа: теория и практика. М.: Московский педагогический государственный университет.
11. Коломинов В.В. (2023). Криминалистическая профилактика преступлений экстремистской направленности, совершенных с помощью современных // Сибирский юридический вестник. № 2 (101). С. 92-100.
12. Лазуткина Е.В. (2017). Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2 (24). С. 221-225.
13. Литвина Т.В. (2025). Дизайн новых медиа: учебник для вузов. М.: Юрайт.
14. Макарова Л.С., Баташев Ю.В. (2023). Перспективы использования технологий прикладного искусственного интеллекта в системе верификации информации СМИ и социальных медиa // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2 (48). С. 118-126.
15. Макарова Л.С., Новикова Т.Е. (2024). Противодействие распространению недостоверной информации в СМИ и социальных медиа в системе саморегулирования журналистского сообщества // Актуальные проблемы медиации и судебного примирения: традиционные и альтернативные подходы в праве; Уголовное право и процесс: проблемы теории и практики в условиях современных вызовов; Конституционные ценности в фокусе юридической науки и практики: материалы трех Всероссийских научно-практических конференций, Нижний Новгород, 28 сентября–14 2023 года. Нижний Новгород: ПФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».
16. Напсо М.Б. (2023). Недостоверность информации как риск цифровой эпохи // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 14. № 1.
17. Носовец С.Г. (2016). Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. № 4 (10). С. 39-47.
18. Серова С.А., Семишова Е.П. (2022). Аспекты ограничения распространения недостоверной информации в средствах массовой информации и социальных сетях // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию Тамбовской области. Тамбов, 24-25 мая 2022 года. Тамбов: Издательский дом «Державинский».
19. Скачилова Е.А. (2024). Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности // Коммуникология. Т. 12. № 2. С. 37-43.
20. Тихонюк А.А. (2024). Искусственный интеллект и масс-медиа: негативные аспекты алгоритмов персонализации контента //Коммуникология. Т. 12. № 3. С. 43-60.
21. Шарков Ф.И. (2009). Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».
22. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В., Киреева О.Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского) // Полис. Политические исследования. № 4. С. 182-191.
23. Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. (2023). Реклама и связи с общественностью в новых медиа. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.
Рецензия
Для цитирования:
Комлева В.В., Симонов П.Ю. Недостоверная социальная информация: формы распространения в новых медиа. Коммуникология. 2025;13(1):85-96. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-85-96
For citation:
Komleva V.V., Simonov P.Y. Inaccurate Social Information: forms of dissemination in new media. Communicology. 2025;13(1):85-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-85-96