Трансмедийное обучение как способ социальной коммуникации: концептуализация понятия
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-97-109
Аннотация
Статья посвящена исследованию трансмедийного обучения в контексте его интеграции в образовательный процесс. Особое внимание уделяется трансмедийному нарративу как ключевому понятию не только в области культуры, но и образования. Трансмедийное повествование рассматривается как способ повышения уровня академической успеваемости и приобретения новых компетенций обучающимися. Целью работы является разработка комплексного понимания трансмедийного обучения и выявлении его потенциала в формировании социальных взаимодействий и обмене знаниями. Для достижения цели автором проведен обзор теоретических источников, существующих определений и методологических подходов к организации трансмедийного обучению. Представлено обобщенное определение трансмедийного обучения, выявлены основные факторы и мотивы его внедрения в сферу образования, обоснована роль информационных технологий в обучении студентов.
Об авторе
С. А. КучаринаРоссия
Кучарина София Александровна – аспирант кафедры социологии
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
Список литературы
1. Гравшина И.Н. (2022). Цифровая трансформация как тренд развития высшего образования // Образовательные ресурсы и технологии. №3 (40) С. 15-20. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-15-20.
2. Amador J. (2013). Aprendizaje transmedia en la era de la convergencia cultural interactiva. Educación y Ciudad, No. 25. P. 11-24. DOI: 10.36737/01230425.v.n25.2013.50.
3. Barreneche C., Polo Rojas N.D., Menéndez-Echavarría A.L. (2018). Alfabetismos transmedia en Colombia: Estrategias de aprendizaje informal en jóvenes gamers en contextos de precariedad. Chasqui. Revista Latinoamericana de Comunicación. No. 137. P. 171-189. DOI: 10.16921/chasqui.v0i137.3510.
4. Bernal D. (2017). TIC y educación. Creación de mundos narrativos transmediáticos en procesos de aprendizaje. Luciérnaga-Comunicación. No. 9 (18). P. 52-60. DOI: 10.33571/revistaluciernaga.v9n18a4.
5. Campalans C. (2015). Docencia/aprendizaje transmedia: Una experiencia. Razón y Palabra. No. 16 (2). P. 39-55. DOI: 10.1377/hlthaff.2013.0625.
6. Chung G.K.W.K. (2014). Toward the relational management of educational measurement data. Teachers College Record: The Voice of Scholarship in Education. No. 116(11). P. 1-16. DOI: 10.1177/016146811411601115.
7. Crespo-Pereira V., Legerén-Lago B. (2018). El uso de la Neurociencia en el diseño de contenidos transmedia en los canales de televisión públicos de Europa: Videojuegos y Social TV. Edmetic. Revista de Educación Mediática y TIC. No. 7(2). P. 37-56. DOI: 10.21071/edmetic.v7i2.10981.
8. Davis, S. (2017). Drama and arts-based professional learning: Exploring face-to-face, online and transmedia models. Teaching Education, 28(4), P. 333–348. DOI: 10.1080/10476210.2017.1296830
9. Dickinson-Delaporte, S., Gunness, A., & McNair, H. (2020). Engaging higher education learners with transmedia play. Journal of Marketing Education, 42(2), P. 123–133. DOI: 10.1177/0273475318775138
10. Ellis, G. W., Huff, I., Rudnitsky, A., McGinnis-Cavanaugh, B., & Ellis, S. K. (2018). Engaging children in design thinking through transmedia narrative (RTP) [Paper presentation]. ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings, American Society for Engineering Education.
11. Fleming, L. (2013). Expanding learning opportunities with transmedia practices: Inanimate alice as an exemplar. Journal of Media Literacy Education, 52(2), P. 370–377.
12. Gee, J. P. (2009). New digital media and learning as an emerging area and “worked examples” as one way forward. The MIT Press.
13. González-Martínez, J., Esteban-Guitart, M., Rostan-Sánchez, C., Serrat-Sellabona, E., & Estebanell-Minguell, M. (2019). What’s up with transmedia and education? A literature review. Digital Educatio Review, 36, P. 207–222. DOI:10.1344/der.2019.36.207-222
14. Gutu, M. (2019). A new perspective on learning: Flipped classroom and transmedia learning. In J. Beseda, L. Rohlíková, & V. Duffek (Eds.), E-Learning: Unlocking the gate to education arround the globe. 14th conference reader P. 240–245. Center for Higher Education Studies.
15. Ito, M., Gutiérrez, K., Livingstone, S., Penuel, B., Rhodes, J., Salen, K., & Watkins, C. S. (2013). Connected learning: An agenda for research and design. Irvine.
16. Jenkins, H. (2003). Transmedia Storytelling. Moving characters from books to films to video games can make them stronger and more compelling. Technology Review (on line).
17. Jenkins, H. (2006). Convergence culture. Where old and new media collide. New York University Press.
18. Jenkins, H., Clinton, K., Purushotma, R., Robison, A. J., & Weigel, M. (2009). Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Building the field of digital media and learning (Vol. 21). MIT Press.
19. MacLure, M. (2005). Clarity bordering on stupidity”: Where’s the quality in systematic review? Journal of Education Policy, 20(4),P. 393–416. DOI: 10.1080/02680930500131801
20. Paulsen, C. A., & Rueter, J. A. (2014). The effectiveness of placing temporal constraints on a transmedia STEM learning experience for young children. E-Learning and Digital Media, 11 (2), P. 204–213. DOI: 10.2304/elea.2014.11.2.204
21. Pereira, M. A. G., Pedro, L. F. M. G. (2020). Ambientes colaborativos transmedia para a promoção da autonomia e motivação dos estudantes [Paper Presentation]. 15th Iberian Conference on Information Systems and Technologies (CISTI) 24, CISTI. DOI: 10.23919/CISTI49556.2020.9140850
22. Raybourn, E. M. (2014). A new paradigm for serious games: Transmedia learning for more effective training and education. Journal of Computational Science, 5(3), P. 471–481. DOI: 10.1016/j.jocs.2013.08.005
23. Raybourn, E. M. (2017). Toward culturally-aware, next generation learning ecosystems. Advances in Intelligent Systems and Computing, 480, P. 173–181. DOI: 10.1007/978-3-319-41636-6_14
24. Raybourn, E. M., Kunz, M., Fritz, D., & Urias, V. (2018). A zero-entry cyber range environment for future learning ecosystems. In Ç. K. Koç (Ed.), Cyber-Physical systems security (pp. 93–109). Springer. DOI: 10.1007/978-3-319-98935-8_5
25. Raybourn, E. M., Stubblefield, W. A., Trumbo, M., Jones, A., Whetzel, J., & Fabian, N. (2019). Information Design for XR Immersive Environments: Challenges and Opportunities. In J. Y. C. Chen and G. Fragomeni (Eds.), Virtual, Augmented and Mixed Reality. Multimodal Interaction. HCII, 2019. Lecture Notes in Computer Science (vol. 11574, P. 153–164). Springer. DOI: 10.1007/978-3-030-21607-8_12
26. Rodrigues, P., Bidarra, J. (2014). Transmedia storytelling and the creation of a converging space of educational practices. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 9 (6), P. 42–48. DOI:10.3991/ijet.v9i6.4134
27. Rodrigues, P., Bidarra, J. (2015). Design of a transmedia project targeted to language learning [Paper presentation]. ARTECH 2015. 7th International Conference on Digital Arts, ARTECH.
28. Rodrigues, P., Bidarra, J. (2019). Expanding the mosaic of transmedia learning experiences: Application of a transmedia storyworld in ESL formal learning environments [Paper presentation]. ARTECH 2019: Proceedings of the 9th International Conference on digital and interactive arts, ARTECH. DOI: 10.1145/3359852.3359891
29. Scolari, C. (2014). Narrativas transmedia: Nuevas formas de comunicar en la era digital. Anuario AC/E de Cultura Digital, 1, P. 71–81.
30. Scolari, C. (2018). Adolescentes, medios de comunicación y culturas colaborativas. Aprovechando las competencias transmedia de los jóvenes en el aula. Universitat Pompeu Fabra.
31. Siemens G. (2005). A learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. No. 2 [el. source]: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm (accessed 04.01.2025).
32. Siemens G. (2006). Connectivism: Learning and knowledge today [conference presentation]. Global Summit 2006: Technology Connected Features.
33. Torres-Martín, J. L., Castro-Martínez, A., & Díaz-Morilla, P. (2022). Metodología transmedia en los grados de comunicación audiovisual en España. index.Comunicación, 12(2), 99–122. DOI:10.33732/ixc/12/02Metodo
34. Urrútia, G., & Bonfill, X. (2010). Declaración PRISMA: Una propuesta para mejorar la publicación de revisiones sistemáticas y metaanálisis. Medicina clínica, 135(11), P. 507–511. DOI: 10.1016/j.medcli.2010.01.015
35. Valdés, V., Gutiérrez Esteban, P., & Capilla, E. (2016). Diseño de materiales curriculares en Educación infantil: De la convergencia de medios a la educación transmedia. In: R. Roig-Vila (ed.), Tecnología, innovación e investigación en los procesos de enseñanza-aprendizaje. P. 1424-1431.
36. Wiklund-Engblom, A., Hiltunen, K., Hartvik, J., & Porko-Hudd, M. (2013). Transmedia storybuilding in Sloyd [paper presentation]. In: Proceedings of the IADIS International Conference Mobile Learning 2013. P. 199-203. Lisbon, Portugal: International Association for Development of the Information Society.
Рецензия
Для цитирования:
Кучарина С.А. Трансмедийное обучение как способ социальной коммуникации: концептуализация понятия. Коммуникология. 2025;13(1):97-109. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-97-109
For citation:
Kucharina S.A. Transmedia Learning as a Method of Social Communication: conceptual analysis. Communicology. 2025;13(1):97-109. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-97-109