Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Влияние новых медиа на формирование мировоззрения молодёжи: необходимость эпистемологических трансформаций в Дагестане

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-145-153

Аннотация

Статья посвящена осмыслению и оценке изменений, происходящих в самоидентификации молодых людей под воздействием новых медиа, особенно в региональном аспекте. Потребность в такой оценке видится особенно актуальной в национальных регионах, в частности, в свете происходящих и происходивших в 2023–2024 гг. трагических событий в Республике Дагестан. Произошедшее отчасти связано с искажениями в восприятии информации, которые обусловлены социокультурными и конфессиональными особенностями, специфическими условиями полиязычной и поликультурной среды. Перенос массовой и социальной коммуникации в сеть, помимо объективных возможностей для укрепления социальных связей, привел к целому ряду проблем. Их решение автор видит в сфере образования и воспитания, а именно в локальной адаптации образовательных практик в зависимости национальной и конфессиональной принадлежности, соизмеримости знаний с современными требованиям, роли региональных (национальных) лидеров мнений как источников практически значимых знаний. Учитывая высокую восприимчивость дагестанской молодежи к распространяемой в новых медиа и социальных сетях информации, автор предлагает актуализировать интеллектуальную и воспитательную работу с молодёжью, создавая тем самым основу для адекватной самоидентификации молодых людей, говорящих на различных языках и имеющих социокультурные различия. Одним из решений может быть появление образовательных и интеллектуальных площадок, способствующих созданию и развитию мировоззренческих основ молодежи в целях приобщения к истории, образованию, науке и культуре Дагестана.

Об авторе

З. А. Дадаев
Муфтият Республики Дагестан
Россия

Дадаев Заур Абдужалильевич – специалист отдела просвещения Централизованной исламской религиозной организации; аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 136 



Список литературы

1. Агапова Е.А. (2012). Цензура как способ манипуляции сознанием: диахронический аспект. М.: Социально-гуманитарные знания.

2. Дробижева Л.М. (2017). Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. Т. 26. № 1. С. 7-31.

3. Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М., Евсеева М.А., Кузнецов И.М., Рыжова С.В., Фадеев П.В., Щеголькова Е.Ю., Эндрюшко А.А. (2022). Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика / отв. ред. И.М. Кузнецов, С.В. Рыжова; ФНИСЦ РАН. М: ФНИСЦ РАН.

4. Камалов А.А. (2007). Национальная пресса Дагестана как важный фактор сохранения и развития культур и языков народов республики. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва.

5. Кириллина Н.В. (2020). Источники неопределенности и применение итеративного подхода в управлении интерактивной коммуникацией в сети // Коммуникология. Т. 8. № 4. С. 172-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-4-172-179.

6. Кириллина Н.В., Фабричных М.А. (2023). Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории // Коммуникология. Т. 11. № 4. С. 51-59. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59.

7. Курбанов Г. (2003). Средства массовой информации и свобода слова в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат.

8. Музыкина Е.В. (2016). Эпистемологические вызовы современности: проблемы образования молодежи сегодня // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция. Екатеринбург.

9. Hofer B.K., Pintrich P.R. (1997). The development of epistemological theories: Beliefs about knowledge and knowing and their relation to learning. Review of Educational Research. Vol. 67. No. 1. P. 88-140.

10. Kitchener K.S., King P.M. (1981). Reflective judgment: Concepts of justification and their relationship to age and education. Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 2. No. 2. P. 89-116.

11. Marcy B. (2013). The Glass is Always Half Empty: anm Analysis of the Negative Worldviews for Those With Atxiety and Depression. Augsburg Honors Review. Vol. 6, Article 17 [available at]: https://idun.augsburg.edu/honors_review/vol6/iss1/17 (accessed: 20.03.2025).

12. Perry W.G. (1970). Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston.

13. Pillow B.H. (1999). Epistemological development in adolescence and adulthood: A multidimensional framework. Genetic, Social, and General Psychology Monographs. Vol. 125. No. 4. P. 413-413.

14. Schlitz M., Vieten С., Miller E. (2010). Worldview Transformation and the Development of Social Consciousness. Journal of Consciousness Studies. No. 17. P. 18-36.

15. Tajfal H., Turner J.C. (1986). The social identity theory of intergroup behavior. In: Austin W.G.; Worchel S. (eds.). Psychology of Intergroup Relations. 2nd ed. Chicago: Nelson-Hall. P. 7-24.

16. Tajfal H., Turner J.C. (2024). The Social Identity Theory of Intergroup Behavior. In: Jost J.T., Sidanius J. (eds.). Political Psychology. Key readings, P. 276-293. DOI: 10.4324/9780203505984-16.

17. Zimbardo P.G. (2007). The Lucifer Effect: Understanding how good people turn evil. New York: Random House.


Рецензия

Для цитирования:


Дадаев З.А. Влияние новых медиа на формирование мировоззрения молодёжи: необходимость эпистемологических трансформаций в Дагестане. Коммуникология. 2025;13(1):145-153. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-145-153

For citation:


Dadaev Z.А. The Influence of New Media on the Formation of Youth Worldview: the need for epistemological transformations in Dagestan. Communicology. 2025;13(1):145-153. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-1-145-153

Просмотров: 300


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)