Трансформация социокультурных реалий в процессе медиатизации политики
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-38-47
Аннотация
В статье рассматривается влияние медиатизации на формирование и трансформацию социокультурных реалий в современном обществе, где медиа отводится роль ключевого посредника в конструировании политической реальности и трансляции ценностей. Исследование опирается на социокультурный подход, акцентирующий роль смыслообразования как ключевого механизма восприятия и конструирования социальной реальности. Автор опирается на теоретический анализ научной литературы, концептуальную интерпретацию понятий медиатизации и политической коммуникации, а также сопоставляет различные точки зрения на взаимодействие медиа и политики. Показано, что медиа трансформируют содержание политического и социокультурного дискурса. Результаты исследования свидетельствуют о том, что медиатизация способствует изменению моделей поведения, росту политической активности граждан, а также усложнению механизмов социального управления. Особо подчеркивается влияние медиатизации на политическую сферу: политика становится зависимой от медийных форматов, что приводит к доминированию визуальных и эмоциональных компонентов над содержательной дискуссией.
Об авторе
Э. А. СулеймановРоссия
Сулейманов Эдвард Алексеевич – технический директор; аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС
129226, г. Москва, ул. Докукина, 6
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. (2000). Симулякры и симуляция / Пер. С. Зенкина. М.: Добросвет.
2. Вейлер К., Маурер Р. (2010). Сетевые СМИ – другая журналистика? Москва: МГУ.
3. Грицанов А.А. (2008). Социальная реальность: осмысление основных парадигм // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том II. Выпуск 1 (2). Социальная реальность: концепции и методология исследований / Под ред. Ю. М. Резника. М.: Институт философии РАН; Междисциплинарное общество социальной теории. С. 133-148.
4. Зубок Ю.А. (2022). Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т. 8. № 3. С. 10-30.
5. Кант И. (1994). Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль.
6. Квят А.Г. (2012). Новые технологии работы в медиапространстве: медиамем и его функции в политическом пространстве // Коммуникативно-управленческие стратегии в развитии социальных систем: тенденции, ресурсы, технологии: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15–16 ноября 2012 г.). Ч. 1. Интегрированные маркетинговые коммуникации как фактор динамики развития социальных систем. Екатеринбург. С. 195-202.
7. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Т. 10. № 2. С. 170-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179. EDN: RRCCIO.
8. Луман Н. (2005). Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис.
9. Недельченко О.И., Козлова Ю.Б., Байкова И.В. (2023). Медиатизация политики как актуальный коммуникационный тренд современного российского информационного поля // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). № 4 (61). С. 21-26. DOI: 10.47598/2078-9025-2023-4-61-21-26.
10. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. (2014). Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма.
11. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В. (2022). Дихотомия личного и общественного в виртуальных сообществах // Коммуникология. Том 10. No 4. C. 23-33. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33. EDN: NUYVMI.
12. Шюц А. (2003). О множественности реальностей / Пер. с английского: А. Корбут) // Социологическое обозрение. Том 3. № 2. [режим доступа]: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/31/1211857317/3_2_1.pdf.
13. Altheide D.L., Snow R. (1979). Media Logic. Beverly Hills: Sage.
14. Davis D.K. (1990). News and politics. In: D.L. Swanson, D.D. Nimmo (eds.), New directions in political communication. Newbury ark, CA: Sage. P. 147-184.
15. Kepplinger H.M. (2006). Mediatization of Politics: Theory and Data. Journal of Communication. Vol. 52. No. 4. P. 972-986.
16. Mazzoleni G., Schulz W. (1999). “Mediatization” of Politics: A Challenge for Democracy? Political Communication. Vol. 16. No. 3. P. 247-261. DOI: 10.1080/105846099198613.
17. Schulz W. (2004). Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication. No. 19. P. 87-101.
18. Thompson J. (1995). Media and modernity: A social theory of media. John Wiley & Sons.
Рецензия
Для цитирования:
Сулейманов Э.А. Трансформация социокультурных реалий в процессе медиатизации политики. Коммуникология. 2025;13(2):38-47. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-38-47
For citation:
Suleymanov E.A. Transformation of Socio-Cultural Realities in the Process of Mediatization of Politics. Communicology. 2025;13(2):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-38-47