Коммуникации государства и общества в условиях медиатизации государственного управления (на материалах Арктической зоны)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-75-89
Аннотация
В статье изучается влияние медиатизации на трансформацию современного государственного управления исходя из понимания взаимной адаптации медиа и институтов, а также интеграции процессов медиатизации в современные управленческие практики. Конкретизация данной позиции происходит с учетом вклада новых медиа в формирование информационной повестки дня, сигнализирующих о сдвиге в основополагающей концепции взаимоотношений между государством, медиа и гражданами. Опорой для анализа послужил материал Арктической зоны России, выбранный авторами в силу специфического бэкграунда и сложности задач на ближайшие десятилетия, включая создание единой системы управления с целью устойчивого развития макрорегиона как территории особого стратегического значения. Концептуальные позиции работы сформированы на основе анализа теоретических и эмпирических исследований и официальных документов, определяющих тенденции развития арктической зоны; материалы арктических форумов и медиафорумов; вторичный анализ социологических исследований; анализ поисковых систем; интернет-сайтов и социальных сетей; мнение экспертов, постоянно проживающих в одном из арктических регионов – ЯНАО. Сделаны выводы о том, что формирование медиобраза Арктики пока не в полной мере отвечает потребностям развития макрорегиона. Необходимо формирование общей медиастратегии, обоюдовыгодной для участников коммуникативного процесса, что требует дальнейшего анализа данной проблематики на фоне малого количества эмпирических исследований влияния социальных сетей на формирование коммуникационной практики органов власти, дополнительной рефлексии и дискуссии в отношении регионального развития.
Об авторах
Т. Г. БогатыреваРоссия
Богатырева Татьяна Георгиевна – доктор культурологии, профессор, эксперт Института «Высшая школа государственного управления»
В. В. Сельнинов
Россия
Сельнинов Владислав Владимирович – директор
629303, г. Новый Уренгой, ул. Подшибякина, 1/2 Б.
Список литературы
1. Гилёва И.С., Кузнецова Е.В. (2021). Медиакоммуникации как фактор эффективности реализации национальных проектов // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 1 (39) С. 15-25.
2. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. (2015). Медиатизация социальной сферы // PR и СМИ в Казахстане: сборник научных трудов. Вып. 9. Алматы. С. 31-40.
3. Ежова Е.Н., Заможных Е.А., Побединская Е.А. (2022). Взаимодействие органов власти с целевыми группами: трансформация коммуникационных технологий в эпоху цифровизации (региональный аспект) // Коммуникология. Т.10. №1. С.155-165
4. Жигунов А.Ю. (2020). Арктика в российских медиа: проблематика и тематические доминанты // Общество. Коммуникация. Образование. Т. 11. № 3. С. 97-107.
5. Зашихина И.М. (2024). Медиаобраз Арктики: решение задачи кадрового обеспечения региона // Арктика и Север. № 57. С. 115-135.
6. Ковригина Т.А. (2015). Проблематика темы «Арктика» в российских и зарубежных СМИ: управленческий аспект // Вопросы управления. №1 (32). С. 65-72.
7. Коханова Л.А., Головко С.Б., Алексеева Т.С., Черешнева Ю.Е. и др. (2021). Сетевые информационные ресурсы как инструмент медиатизации Арктики // ИнтерКарто. ИнтерГИС. Т. 27. № 1. C.218-228.
8. Магомедов А.К., Токунага М. (2020). Истоки и предпосылки протеста коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа // Социологические исследования. № 11. С. 76-83.
9. Миддлтон А. (2021). Сила коммуникационного взаимодействия в Арктике: участие граждан в арктических институтах // Арктика и Север. № 42. C. 170-184.
10. Островская Е.А. (2023). Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований // Медиалингвистика. №10 (4). С. 598-620.
11. Пую А.С. и др. (2019). Арктика в фокусе медиа: Материалы участников круглого стола в рамках Международного научно-практического форума «СМИ в современном мире. Петербургские чтения». Издательские решения.
12. Степанова И.С. Воротников А.М. (2020). Новые возможности для гражданского общества, предоставляемые цифровыми платформами, на примере цифровой платформы «Арктика 2035» // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. № 21. C.51-57.
13. Тенетова Е.А. (2019). Медиатизация городского пространства как фактор развития арктических городов // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. Вып. 2 (20). С. 160-168.
14. Шарков Ф.И., Силкин В.В., Киреева О.Ф. (2023). Политический дискурс в сетевом пространстве // Коммуникология: электронный научный журнал. Т. 8. № 3. С. 8-17.
15. Шилова В.А. (2024). Новые социальные медиа в региональном инфокоммуникативном пространстве // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 22. С. 405-431.
16. Couldry N., Hepp A. (2016). The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press.
17. Garland R., Tambini D., Couldry N. (2018). Has government been mediatized? A UK perspective. Media, Culture and Society. No. 40 (4). P. 496-513.
18. Hepp A, Hjarvard S., Lundby K (2015). Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society. Media, Culture & Society. No. 37 (2). P. 314-324.
19. Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized worlds: Culture and society in a media age. Palgrave.
20. Krotz F. (2009). Mediatization: a Concept with which to Grasp Media and Societal Change. In: Mediatization: Concept, Changes, Consequences. New York: Peter Lang. P. 21-40.
21. Schillemans T., Pierre J., eds. (2019). Media and Governance. Bristol, UK: Policy Press.
Рецензия
Для цитирования:
Богатырева Т.Г., Сельнинов В.В. Коммуникации государства и общества в условиях медиатизации государственного управления (на материалах Арктической зоны). Коммуникология. 2025;13(2):75-89. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-75-89
For citation:
Bogatyreva T.G., Selninov V.V. Communications of Government, Business and Civil Society in the Context of Mediatization of Public Administration (based on the Arctic Zone materials). Communicology. 2025;13(2):75-89. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-75-89