Коммуникативная цифровая компетентность в профессиональной социализации молодежи
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-107-119
Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях цифровых трансформаций. На основе теоретического материала концептуализируются понятия: «коммуникативная компетентность», «коммуникативная цифровая компетентность», «профессиональная социализация». Автором исследуется влияние социологических теорий на понимание профессиональной социализации. Цифровые технологии создают новые возможности и вызовы для профессиональной социализации молодежи. Подчеркивается, что в современных реалиях ключевым фактором конкурентоспособности молодого специалиста становится коммуникативная цифровая компетентность. В работе выявлена роль коммуникативной цифровой компетентности на профессиональное становление молодежи, которое первично закладывается в образовательных учреждениях. Трансформационные процессы в образовании определяют новые задачи вузов, которые направлены на повышение профессионального уровня студентов. Актуальность определяется в связи с интеграцией в современный образовательный процесс практикоориентированных методов обучения, которые неизбежно связаны с формированием коммуникативной цифровой компетентности.
Об авторе
О. Ф. КирееваРоссия
Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, доцент факультета журналистики Института государственной службы и управления
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, стр. 6.
Список литературы
1. Александрова Т.Л. (2000). Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. № 8. С. 11-17.
2. Былкова С.В., Чубова Е.П. (2023). Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. № 6 (4). С. 109-118.
3. Вебер М. (1990). Наука как призвание и профессия // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс. С. 707-724.
4. Дюркгейм Э. (1996). О разделении общественного труда. М.: Канон.
5. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. (1986). Теоретические и методические основы социальнопсихологического тренинга. Л.: ЛГУ.
6. Колмогорова Л.А. (2015). Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ.
7. Лазинина Е.В. (2022). Коммуникативная компетенция в условиях цифровизации как характеристика субъекта цифрового общества // Современные исследования социальных проблем. №1. С. 64-80.
8. Микушина Т.И. (2017). Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в колледже // Мир науки, культуры, образования (МНКО). №5 (66). С. 26-29.
9. Петровская Л.А. (2007). Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. Москва: Литагент НПФ «Смысл».
10. Равен Д. (2002). Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация (пер. с англ.). Москва: Когито-Центр.
11. Савельева Н.Х., Попонина О.В., Гришина Е.В. и др. (2024). Цифровая коммуникативная компетенция как одна из характеристик востребованного специалиста современной России // Гуманитарные науки. №1 (65). С. 69-75.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. № 2 (14). С. 27-35.
13. Сорокин П.А. (1992). Социальн ая и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. С. 63-89.
14. Тазидинова Н.М. (2010). Профессиональная социализация студентов в процессе изучения ими второго иностранного языка: специальность: 13.00.08 дис. … канд. пед. Наук. Ставрополь.
15. Трофимова Г.С. (2012). Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. Ижевск: УдГУ.
16. Тюляева М.В. (2022). Коммуникативная компетентность как фактор профессионального мастерства современного педагога // Молодежь и современная наука. Всерос. с междунар. участием междисциплинар. науч.-практ. конф., Самара, 1 дек. 2022 г.: сборник статей / Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева (Самар. ун-т); гл. ред. А.Г. Инюшкин; отв. ред. А.А. Инюшкин. Самара: Исакова Т.С. (БИЮР). С.142-147.
17. Фомин Н.В. (2009). Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста как ориентир высшего профессионального образования // Вестник БГУ. №1. С. 85-90.
18. Фридман М. (1996). Количественная теория денег: новая формулировка / пер. с англ. М.: Эльф пресс.
19. Шиканова А.Н. (2017). Коммуникативная направленность как основной принцип при обучении студентов устной речи // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике: Сборник статей VIII Международной заочной научно-практической конференции, 30 марта 2017 г. Чебоксары. С. 178-182.
20. Becker G.S. (1993). Human Cap ital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education, 3d ed. Chicago: The University of Chicago Press.
21. Bourdieu P., Passeron J.C. (1977). Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage Publications.
22. Mincer J. (1958). Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4. Р. 281-302.
23. Savignon S.J., ed. (2002). Interpreting communicative language teaching: Contexts and concerns in teacher education. Yale University Press.
24. Schultz T.W. (1963). The Economic Value of Education. New York: Columbia University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Киреева О.Ф. Коммуникативная цифровая компетентность в профессиональной социализации молодежи. Коммуникология. 2025;13(2):107-119. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-107-119
For citation:
Kireeva O.F. Communicative Digital Competence in Professional Socialization of Young Adults. Communicology. 2025;13(2):107-119. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-107-119