Традиционные духовно-нравственные ценности студенческой молодежи
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-144-156
Аннотация
В статье представлены результаты исследования традиционных духовнонравственных ценностей студентов, с целью выявления их сформированности на период обучения в вузе. В ходе исследования, проведенного авторами в 2025 году среди студентов вуза, выявлено что мотивационное воздействие ценностных ориентации молодежи определяется «глубиной залегания» того или иного слоя ценностей в духовном мире студентов. Результаты полученных данных о традиционных ценностях студенческой молодежи могут послужить основой для прогнозирования будущих социальных изменений и тенденций в обществе, для совершенствования программ воспитания и образования студенческой молодежи в вузах, так как, именно в образовательной среде, студенты проводят значительное количество времени.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ЧасовскаяРоссия
Часовская Людмила Александровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы
125993, г. Москва, Миусская площадь, 6.
А. А. Ефремов
Россия
Ефремов Андрей Александрович – доктор эконом. наук, профессор, директор центра продвижения ценностно-смысловых парадигм отечественной гуманитаристики
125993, г. Москва, Миусская площадь, 6.
В. Д. Секерин
Россия
Секерин Владимир Дмитриевич – доктор эконом. наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и брендинга
125993, г. Москва, Миусская площадь, 6.
А. Е. Горохова
Россия
Горохова Анна Евгеньенва – доктор эконом. наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и брендинга
125993, г. Москва, Миусская площадь, 6.
Список литературы
1. Анисимов С.Г. (1970). Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). Москва: Мысль.
2. Бромлей Ю.В. (2008). Очерки теории этноса / послесл. Н.Я. Бромлей, 2-е изд., доп. Москва: Изд-во ЛКИ.
3. Вебер М. (2016–2019). Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. (перевод). Москва: Высшая школа экономики.
4. Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. (2009). Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ.
5. Добрынина В.И. (1973). Два мира – два образа жизни молодежи. Москва: Знание.
6. Дюркгейм Э. (1995). Социология: её предмет, метод, предназначение (пер. с фр.). Москва: Канон.
7. Здравомыслов А.Г. (1986). Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат.
8. Ионин Л.Г. (2010). Апдейт консерватизма. Москва: Наука.
9. Капто А.С. (1971). Социальная активность молодежи. Москва: Знание.
10. Кириллина Н.В. (2023). Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде // Коммуникология. Т. 11. № 2. С. 150-157. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-2-150-157. EDN: SNNYVK.
11. Кириллина Н.В. (2024). Репрезентация традиционных ценностей в СМИ // Сохранение традиционных семейных ценностей в условиях глобализации: религиозный взгляд : Материалы Всероссийской научно-образовательной конференции, Махачкала, 20–23 мая 2024 года. Махачкала: Издательство АЛЕФ. С. 222-228. EDN: ZSNIFS.
12. Коган Л.Н. (1981). Всестороннее развитие личности и культура. Москва: Знание.
13. Кон И.С. (1964). Позитивизм в социологии: Ист. очерк / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та.
14. Кон И.С. (1967). Социология личности. Москва: Политиздат.
15. Култыгин В.П. (1987). Молодежь и политика. 2-е изд. Москва: Прогресс.
16. Лисовский В.Т. (1976). Формирование личности современного студента: опыт социологического исследования в высшей школе, 1965–1976 гг.: дисс. доктора философских наук: 09.00.00. Ленинград.
17. Лотман Ю.М. (1970). Типология культуры. Тарту: Тартусский гос. ун-т.
18. Маркузе Г., Ванейгем Р. (2023). Молодежный бунт. Источник свободы или новое варварство? (перевод). Москва: Родина.
19. Маслоу А.Г. (2011). Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. Москва [и др.]: Питер.
20. Медведев Н.П (1995). Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь: Издво Ставроп. ун-та.
21. Мертон Р. (2006). Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. Москва: АСТ
22. Парсонс Т. (2000). О структуре социального действия / Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. Москва: Акад. Проект.
23. Райх В. (1999). Анализ личности [Charakteranalyse] / пер. С.Ю. Романюк и др. Москва: КСП+; Санкт-Петербург: Ювента.
24. Узнадзе Д.Н. (1933). Об актуальных задачах и теоретических основах психологии профессии. Тифлис.
25. Фрейд З. (2013). Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии / пер. с нем. М.В. Вульфа. Санкт-Петербург: Лениздат.
26. Фромм Э. (2007). Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. Э. Телятниковой. Москва: АСТ.
27. Харчев А.Г. (1990). Социология воспитания (О некоторых актуал. социал. пробл. воспитания личности). Москва: Политиздат.
28. Часовская Л.А. (2004). Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: специальность 22.00.06 “Социология культуры”: дисс. канд. социол. наук. Ставрополь.
29. Шубкин В.Н., ред. (1999). Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (По материалам массовых социол. обследований) / Ин-т социологии РАН. Москва: Изд-во Ин-та социологии РАН.
30. Bell D. (1973). The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. NY: Basic books.
31. Rokeach M. (1973). The Nature of Human Values. NY: The Free Press.
Рецензия
Для цитирования:
Часовская Л.А., Ефремов А.А., Секерин В.Д., Горохова А.Е. Традиционные духовно-нравственные ценности студенческой молодежи. Коммуникология. 2025;13(2):144-156. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-144-156
For citation:
Chasovskaya L.A., Efremov A.A., Sekerin V.D., Gorokhova A.E. Traditional Spiritual and Moral Values of Student Youth. Communicology. 2025;13(2):144-156. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-144-156